Что такое личные местоимения. Личные местоимения Местоимения 3 лица в русском

467. В самых разнообразных языках личное местоимение 3-го лица по своему происхождению является указательным, местоимением. В языках с трёхчленной системой указательных местоимений это обычно указательное местоимение третьей степени.

Во всех индо­европейских языках личное местоимение 3-голица есть по происхож­дению указательное местоимение. Так же обстоит дело, например, в турецком языке, где личное местоимение 3-го лица о (on) и указа­тельное местоимение третьей степени о (оа) - одно и то же слово-

468. В славянских языках личное местоимение 3-го лица также образовано от указательного: формы им., пад. ог указательного онъ, она, оно (указательное третьей степени), а косвенные падежи ог определённо-указательного местоимения а, я, е. Нет никаких осно­ваний думать, что форма им. пад. была также образована первона­чально от а, я, е и потом вытеснена по тем. или иным причинам местоимением онъ. Скорее всего причину. использования для имени­тельного и косвенных падежей местоимения 3-го лица разных указа­тельных местоимений нужно искать в семантико-синтаксических осо­бенностях именительного и косвенных падежей, с одной стороны, и самих местоимений - с другой; эти особенности пока не удаётся раскрыть с достаточной ясностью.

469. Из сказанного выше можно вывести заключение, что перво­начально было лишь два личных местоимения - 1-го и 2-го лица; это и. есть с о бет вен н о л и.чн.ы е местоимения. Местоимение 3-го лица, по происхождению указательное местоимение, лишь лрзд-

нее включается в систему личных местоимений. Это обстоятельство нужно поставить в связь с тем, что во многих языках 3-є лицо гла­голов первоначально выступает, как неоформленное, не имеющее своего особого личного окончания.

470. В связи с тем, что личное местоимение; онъ употреблялось в древнерусском и.в,значении указательного, мы встречаем довольно часто в древнерусских текстах и указательные местоимения сь и тъ не в качестве определения только; а в обособленной позиции под­лежащего,„причём на современный язык эти.местоимения лучше всего переводятся личным местоимением 3-го лица. В современном языке такое обособленное употребление указательных местоимений тот и этот в функции подлежащего крайне редко и * встречается лишь в особых.случаях,., обычно при противопоставлении; „Тот смеялся, а эгог плакал * и т.. п. Указанное употребление сь и тъ свойственно и старославянскому, языку; ср., например, из Остромирова евангелия; „къість теллввкъ пьсдтъ.отъ Е«га; -нмд eu«y Ноднъ; тъ приде къ сквдъ- мльсхвя:- „был человек послан от бога; имя ему - Иоан; он (а не тот) пришёл в свидетельство../ и др.

1 Примеры из древнерусского языка:

Аще кто матере не послушаетъ, в бѣду впадаетъ... се (=сь, имеется в виду Святослав) же к тому гнѣвашеся на матерь..." (Лавр., под 955 г.).

„Онъ же рече: не буди мнѣ възняти рукы на брата своего ста­рѣйшаго; аще и отець ми умре, то сь ми буди въ отца мѣсто" (Лавр., под 1015 г.).

„И прободоша Бориса, и слугу его, падша на немъ, прободоща с нимь. Бѣ босс (=сь) любимъ.Борисомъ* 1 , т. е. „был же он (слуга) любим Борисом" (Лавр., под 1015 г.).

„Яко же бо се нѣкто землю разореть, другый же насѣеть, инн же пожнуть... тако и сь: отець бо сего Володимеръ землю взора и

умягчи. .. сь же насѣя книжными словесы______ " (Лавр., под 1037 г.).

В Лаврентьевском списке род. падежом к сь выступала форма сего, но в Р. и А. списках поставлено его, чем и вскрывается понимание сь, как онъ.

„Кто болий въ васъ акъ же Федосии, послуіпьливый, кроткый, смѣреный: да сь будет вамъ игуменъ" - пусть он будет вам игуме­ном (Лавр., под 1051 г.).

К вопросу о генезисе собственно личных местоимений

471. Общее языкознание устанавливает, что личные местоимения по своему происхождению являются указательными местоимениями. Первое лицо - это обычно местоимение ближайшей ‘степени, первой степени „близости"; таким образом, „я", „мы"-это (генетически) ближайшее ко „мне", „нам" пространство, „здесь", в том числе и Я; мы; „ты®, „вы® это в основе местоимение второй степени, „то", „там", где находится ты, вы. Действительно, в некоторых языках 20Б

связь между указательным и личным местоимениями совершенно ясна, и пространственно-локативная основа личных местоимений выступает с чрезвычайной очевидностью. Тах, например, в японском языке личное местоимение апаіа-,вы“ ещё в X в. встречается в значе­нии „та сторона”; kochira, нередко употребляющееся в значении „я”, имеет собственно значение „эта сторона", „здесь". Так же об­стоит дело в турецком языке; ср. турецкое:

Личные местоимения отличаются здесь от указательных лишь че­редованием в корне, т. е. внутренней флексией.

472. Однако не везде так легко вскрыть связь между личными и указательными местоимениями. Это объясняется тем, что в эпоху образования личных местоимений существовало не одно, а несколько указательных местоимений первой степени, и личное местоимение

1- го лица могло возникнуть на основе такого указательного место­имения первой степени, которое впоследствии, при упрощении старой сложной системы указательных местоимений, потеряло своё специфи­ческое значение и сохранилось только в общелокальном значении. Возможно, что корневой элемент личного местоимения 1-го лица м сохранился в указательном мо в тамо, епмо, но это „ио имеет лишь общелокальное значение. Корневой элемент личного местоимения

2- го лица находит себе аналогию в указательном местоимении второй степени тъ, та, то. Но это и всё. Связи корневых элементов в (вы, вас) и и (нам, нас н др.) не поддаются пока выяснению. Связи их с указательными корневыми элементами в (овъ) и м (онъ) воз­можны, но значения совершенно не ясны.

Безыменская ОШІ - III ст.

Новоазовский р-он

Донецкая обл..

Учитель Глинянская Н.С.

2016г.

Цель: Ознакомление с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного и множественного чисел.
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
- упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

Развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
- воспитывать вежливость и уважение к окружающим ; воспитывать любовь к ; чувство коллективизма.

Тип урока комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент
Создание эмоционального настроения
- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи кружочков, которые лежат у вас на парте. Поднимите красным цветом кружок если настроение у вас отличное, синим так себе.
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:
Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу.
II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Минутка чистописания
Я тетрадь свою открою
И как надо положу
Я, друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я примусь.
- Запишите число, классная работа
Отгадав загадку вы узнаете какую букву мы сегодня будем писать.

Я, ребята, виновата,

Признаю вину свою

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади буквы Ю. (Буква Я)

Напишем заглавную и строчную букву Яя с нижним соединением.

Яя яя яяя ям яр ня оя вя

Родители привезли нам с ярмарки ягоды и яблоки.

3. Словарная работа (на доске слова с пропущенными буквами).

Я прочитаю вам стихотворение.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начала откусили

Из книжки в норку утащили.

(на доске словарные слова)

Вставить пропущенные буквы:

Са поги, бо тинки, ко стюм, пла ток, бо гатство, се йчас, са лют, ра кета, ка стрюля, та релка, се ме на, ва гон, космо с, ки ломе тр.

Вставить пропущенные буквы.

4. Повторение изученного материала

Послушайте отрывок из знаменитой песни Роберта Рождественского (Слайд 2)

Я, ты, он, она,

Вместе - целая страна.

Вместе - дружная семья,

В слове "мы" - сто тысяч "я"....

Найдите местоимения.

Каких личных местоимений не хватает? (Вы, оно, они)

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они-
Все слова отличные,
Важные и личные. слайд 3
Это, без сомнения,
Все ________________.
Ответ: местоимения.

3) Найдите в словах местоимения и выпишите их.(слайд 4 и 5 проверка)

. семья, телефон, ворона, тыква, выбор, любимый, кони, агроном

Как называются эти местоимения? (личные)
- Что же значит слово личные? (Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

Значит о чем мы сегодня будем говорить? (О местоимениях.)
- Что такое местоимение? Что вы знаете о них? (Местоимения- это , которая отвечает на вопросы Кто? Что? Они не называют предмет, а указывают на него.
- Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.)

Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)(иллюстрацию с цветами). Слайд 6

Посмотрите, какая красота! Разве можно уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

IV. Изучение нового материала.

Итак, мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений.

Тема урока Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Слайд 7

Краткие сведения о местоимении: Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему? Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

Посмотрите на слайд 8 и скажите какого числа бывают личные местоимения?

Назовите местоимения единственного числа? Множественного?

Личные местоимения бывают 1, 2, 3-го лица.

Давайте определим как местоимение определяется по лицам.

Кто может сказать о себе я ? (Тот кто начинает этот разговор, он первый, поэтому местоимение я первого лица)

Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (Ты ! Он второй участник беседы, значит, местоимение ты второго лица)

А тот человек который не участвует в разговоре, он третье лицо. Это местоимение он она оно.

Попробуйте распределить местоимение во множественном числе по лицам. Если я иду с другом, то как скажем во множественном числе? (Мы )

При беседе с двумя и более людьми мы употребляем местоимение вы .

Когда пришли он и она, тогда мы скажем что пришли они.

Работа с таблицей.

Вывод: местоимение бывает 1, 2, 3-го лиц.

я, мы местоимение 1 лица

ты, вы - 2 лица

он, она, оно, они 3 лицо.

Запомните и соблюдайте правила вежливости.

1. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять местоимение вы. (слайд 9)

2. Слова ты и вы не нужно использовать в качестве обращения. Обращаясь к знакомым называйте по имени или имени отчеству. Саша ты пойдешь сегодня в кино? Тамара Ивановна вы не ответили на мой вопрос. Невежливо говорить: «Ты дай, мне книгу.» Следует говорить: «Саша, дай мне пожалуйста книгу». (слайд 10)

3. Свою речь к незнакомым людям начинайте так: (слайд 11)

«Будьте добры…»

«Будьте любезны…»

«Скажите, пожалуйста..»

IV. Физминутка

VI. Закрепление нового материала.

1. Прочитайте текст . (слайд 12)

Сова - хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. Усовы мощные когти и чуткие уши. - О ком этот текст? (О сове)

Определите, какой в нем имеется недостаток. (В каждом предложении имеется слово «сова».)

-Как можно исправить этот недостаток? (Заменить данное слово другим.)

-Какими словами вы заменили слово «сова»? (Слово «сова» во втором предложении мы заменили словом - «она», а в третьем предложении заменили словом - «у нее».)

Вместо какой части речи вы употребили слова: «она», «у нее?» (Эти слова мы употребили вместо имени существительного.)

2. Работа с книгой.

Выпишите местоимения, укажите лицо и число. (на доске и в тетрадях). Упр. 113

2. Самостоятельная работа. Работа по учебнику упр. 114.

Прочитайте текст вставьте, пропущенные местоимения. Спишите, выполнив задание.

Взаимопроверка.

3. Работа в группах.

1. Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. Определите лицо, и число личных местоимений

Знаете ли......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. ……полезный и приятный на вкус.

3. Загадки. (слайд 13)

Отгадайте загадку. Рядом с отгадкой запишите местоимение, которым замещено существительное в загадке.

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. Белка – я

И в море не купаются,

И нет на них щетинки,

Но все же называются

Они - морские…………… Свинки – они

Вырыл нору, сделал дыру,

Солнце сияет, а он и не знает. Крот – он

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. Баран - я

4. Игра «Четвертое лишнее». Работа в парах. (слайд 14)

Я, он,на,ты. (предлог)

Мы, они, вы,но. (союз)

Нас, нами,нос, нам. (существительное)

Тебя, тебе, тобой,табун.(существительное)

Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее.

Как называются оставшиеся слова? (Местоимения)

5. Шарада. (Резерв)

1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?

2. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.

3. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Ответы: 1- ямы, 2-тыква, 5-ябеда.

Отгадайте "что могут местоимения"

1, Какие три местоимения самые чистые?
2. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным?

3. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (тот, оно) 2. Какое местоимение превращается в союз, если прочитать его наоборот?

Я благодарю вас за работу на уроке.


10. Оценивание.

11.Домашнее задание. Упр 116

ТЕМА: Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа

ЦЕЛЬ: обучающая: познакомить с местоимениями 1-го, 2-го и 3-го лица, с изменением местоимений 3-го лица по родам;

развивающая: развивать умение заменять имя существительное местоимением соответствующего рода; подбирать местоимения, подходящие по смыслу; развивать логическое мышление;

воспитательная: воспитывать культуру речи учащихся; воспитывать чувство доброты и дружелюбность.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица «Личные местоимения», карточки для индивидуальной работы

ХОД УРОКА

Ӏ. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

ӀӀ. Проверка домашнего задания

- Начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. Какое было домашние задание?

стр. 53 Упр. 111

С какой частью речи мы познакомились на прошлом уроке? (Мы познакомились с местоимением)

Что такое местоимения? (Местоимения – это самостоятельная часть речи, которая не называет имя или предмет, а только указывает на него)

ӀӀӀ. Мотивация учебной деятельности

Послушайте стихотворение А. Барто «Сильное кино».

И вот он начал

Свой рассказ:

Они ползут,

А он им - раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Они ей - раз!

Она им - раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Вам было понятно, про что говорилось в стихотворении? Объясните почему так сложно было понять стихотворение?

ӀV. Актуализация опорных знаний

Какие местоимения чаще всего повторялись в стихотворении (Он и она). А к какому роду они относятся? (Он относится к м.р., а она – к ж.р.)

Открываем тетради и записываем число и классная работа.

V. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы продолжим изучать местоимения и узнаем на какие группы можно разбить личные местоимения.

В русском языке много местоимений. Сегодня мы познакомимся с местоимениями, заменяющими существительные. Это самая распространённая группа местоимений и называются они – личные местоимения. Их всего 8.

Работа по таблице.

ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ

ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

1 – е

2 – е

3 – е

он, она, оно

И первое личное местоимение, с которым мы познакомимся, это местоимение, которое считать себя самым главным? (Я)

Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я – 1 лица.

На сколько человек может указывать местоимение я? Значит это местоимение ед. числа.

Если я иду с Машей, то, как скажем о себе? (мы). На сколько человек указывает это местоимения? Значит будет относиться ко мн. числу.

Я беседую с Игорем. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты – местоимение 2 лица. И он у нас, значит относиться к ед.числу.

При беседе с Софией и Денисом я употреблю местоимение… (вы). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

А что же у нас необычного в 3 лице? (3 лицо ед.ч. имеет род). Давайте скажем, какие местоимения относятся к 3 лицу? (Он, она, оно).

А какое местоимение будет во мн.ч.? (Они).

Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед. ч. могут иметь род)

Таблицу заполнили, а теперь выучим правило.

Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения.

Выполнения упр. 113 стр. 54

- Теперь выполним упражнение 113. Что мы должны в нем сделать?

В каком лице можно определить род? (Определить род мы можем в 3 лице, ед.ч.) Назовите местоимения м.р.? ж.р.? ср.р.?

VӀ. Физкультминутка

Звучит музыка «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Беседа:
- Как начинается песня?
- Какую часть речи мы услышали в песне?
- Какие это местоимения?
- Назовите мне все личные местоимения.
- Что вы можете рассказать о личных местоимениях?
(изменяются по лицам и числам)
1 лицо ед. ч я мн.ч. мы
2 лицо ед.ч. ты мн.ч. вы
3 лицо ед.ч. он, она, оно мн.ч. они

VӀӀ. Закрепление изученного материала

1. Выполнение упражнения стр.54 Упр.114

А сейчас поработаем над упражнением 114. Что мы должны в нем сделать?

Какие местоимения мы вставили в предложения? (ты, вы, я, мы, она)

На сколько лиц, делится личные местоимения? (Местоимения делятся на 3 лица, а также имеют ед. и мн. число)

2. Работа по карточкам

Карточка 1

Выпиши местоимения:

Так, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.

Определи лицо и число местоимений.

Карточка 2

Вставьте пропущенные личные местоимения и укажите их лицо и число.

Митя, подбежав к ребятам, спросил: «… куда идёте?» Геннадий ответил: «… торопимся на стадион, там интересные состязания. … пойдёшь с нами?»

Карточка 3

Работа с деформированными предложениями. Из слов соберите предложение, так чтобы была смысловая связь.

1. д…ревне, м…я, ж…вёт, бабушка.

2. к ней, в…сенние, п…еду, я, к…никулы, в, гости.

Пока ребята выполняют задания, мы с вами поиграем в игру. Я буду читать стихотворение, а вы хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он , и я , и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы

3. Самостоятельная работа.

- Упражнение 116 сделайте самостоятельно.


Какие личные местоимения вы вставили? (он, она, оно). К какому роду относится местоимение он? Она? Оно? (М.р. – он, ж.р. – она, ср.р. – оно)

VӀӀӀ. Итог урока

Что нового узнали на уроке? (Сегодня на уроке мы узнали про, то что личные местоимения имеют 3 лица и делаться на ед. и мн. числа)

Назовите группу местоимения, про которую мы говорили на уроке? (МЫ говорили про личные местоимения)

Назовите местоимения, которые относятся к 1 лицу? ко 2 лицу? к 3 лицу? (К 1 лицу относятся местоимения – я и мы, ко 2 лицу – ты и вы, к 3 лицу – он, она, оно и они).

ӀХ. Рефлексия

Веселые задачки
Задаю вопросы, кто знает ответ поднимает руку.
1) Первый слог слова – местоимение 2 лица ед.ч., второй слог – звук, который издает лягушка . Вместе – овощ. (Ты-ква).
2) Первый слог – личное местоимение 1 лица ед.ч., остальная часть слова – синоним к слову несчастье. Вместе обозначают человека, который часто жалуется. (Я-беда).
3) Какие два местоимения портят дорогу? Местоимения 1 лица ед.ч. и мн.ч. (Я-мы)

4) Какие два местоимение одинаково читаются слева направо и справа налево? Местоимения 3 лица ед.ч. (Оно)

5) Мама спросила дочку: «Эти тарелки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? Эти местоимения 1 лица мн.ч., 2 лица ед. и мн. числа и 3 лица мн.ч. (Они вы-мы-ты).

Х. Домашнее задание
- Вот и закончился наш урок. Открываем дневники и записываем домашнее задание. стр. 55 Упр. 117.

Местоимение - часть речи, которая указывает на лицо, предмет или признак, но не называет их. Местоимения делятся на:

    Личные : я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

    Возвратное : себя.

    Притяжательные : мой, наш, твой, ваш, свой.

    Вопросительно-относительные : кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.

    Указательные : этот, тот, такой, таков, столько.

    Определительные : сам, самый, весь (вся, всё, все), всякий, каждый, любой, иной.

    Отрицательные : никто, ничто, никакой, ничей, никоторый, некого, нечего.

    Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кто-то, что-то, сколько-нибудь, какой-либо, кое-что и др.

1. Личные местоимения - местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в речи: это местоимения-существительные. Постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо (я, мы - первое лицо; ты, вы - 2-е лицо; он (она, оно, они) - 3-е лицо). Постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го лица является число (я, ты - единственное число; мы, вы - множественное число). Все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово (я - меня, ты - тебя, он - его); местоимение 3-го лица изменяется по числам и родам (в единственном числе) - он, она, оно, они.

2. Возвратное местоимение - местоимение которое обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо. Это местоимение-существительное. Возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа; возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою).

3. Притяжательные местоимения - указывают на признак предмета по его принадлежности: это местоимения-прилагательные.

Притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.). При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений - его, её, их.

4. Вопросительные местоимения - употребляются в вопросительных предложениях. Кто? что? - местоимения-существительные. Они не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.). Какой? чей? который? - местоимения-прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (какой, какая, какое, какие, какого и т.д.). Сколько? - местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и пр.). Где? когда? куда? откуда? зачем? и другие - местоименные наречия; неизменяемые слова.

5.Относительные местоимения совпадают с вопросительными - кто, что, какой, чей, который, где, когда, сколько, куда, откуда, зачем и другие, но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях (Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, где спрятаны деньги. ). Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.

6. Указательные местоимения - это средства указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого). Тот, этот, сей, такой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и пр.). Столько - местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и пр.). Там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие - местоименные наречия; неизменяемые слова.

7. Определительные местоимения - служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь. Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.). Всюду, везде, всегда - местоименные наречия; неизменяемые слова.

8.Отрицательные местоимения - указывают на отсутствие предметов, признаков, количества. Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни-: кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда. Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.

9. Неопределённые местоимения - указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество. Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь: кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь. Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Что такое местоимение?

В этом уроке познакомимся с самой необычной и загадочной частью речи. Она не называет ни предметов, ни действий, ни признаков и при этом является самостоятельной частью речи.

Знакомство начнем с прочтения небольшого кусочка текста. Какая речевая ошибка в нём допущена?

Утром взошло солнце. Солнце поднялось над лесом. Обрадовавшись солнцу, запели птицы. Птицы разбудили лесных обитателей.

В тексте повторяются существительные «солнце» и «птицы». Нельзя сказать, что это звучит красиво. Попробуем отредактировать его следующим образом:

Утром взошло солнце. Оно поднялось над лесом. Обрадовавшись ему , запели птицы. Они разбудили лесных обитателей.

Вместо имён существительных «солнце» и «птицы» мы вставили в текст слова «оно», «ему», «они» и таким образом избежали повторов.

Эти слова называются местоимениями.

Название этой части речи говорит само за себя: местоимения занимают место имени существительного.

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на людей, животных, предметы, но не называет их.

§2. Личные местоимения

Когда мы вступаем в разговор с собеседником, мы являемся в этом диалоге первым лицом, наш собеседник - вторым лицом, а люди или предметы, о которых мы говорим, - третьими лицами.

В диалоге мы используем местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они . Эти местоимения называются личными , так как указывают на лицо, о котором идёт речь.

Личные местоимения изменяются по лицам и числам.

К именам существительным мужского рода мы подставляем местоимение он, к существительным женского рода - она, к существительным среднего рода - оно.У имён существительных мы можем определить род. Для существительных этот признак является постоянным. Вспомним, как мы это делаем.

Соответственно, у местоимений он , она , оно определить можно род. Попробуем определить род у других местоимений.

Я , мы - так о себе могут сказать и мужчины, и женщины. Ты , вы - так в диалоге мы можем обратиться и к мужчине, и к женщине.

Следовательно, у местоимений 1-го и 2-го лица род не определяется.

Местоимение третьего лица они в речи может употребляться вместо существительных любого рода: они - дома, они - рыбы, они - платья.

Значит, у местоимений третьего лица во множественном лице род тоже не определяется.

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они - это начальная форма личных местоимений .

Как и существительные, личные местоимения изменяются и употребляются с предлогами:

Я - у меня, ко мне, со мной.

Ты - для тебя, о тебе, за тобой.

Он - к нему, с ним, от него.

Мы - к нам, до нас, перед нами.

Вы - с вами, у вас, к вам.

§3. Местоимения в русском языке

Местоимений в русском языке немного, около семидесяти, но они используются нами в речи почти также часто, как имена существительные. В этом и состоит их загадочность.

Местоимения могут заменять в нашей речи не только имена существительные. Часто в речи мы используем такие местоимения: мой , твой , этот , тот , свой , такой , весь , каждый ,несколько и так далее. На уроках русского языка вы расширите и углубите свои знания об этой части речи.

Подведем итоги урока:

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на людей, животных, предметы, признаки, но не называет их. Местоимения заменяют в речи имена существительные. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называются личными. Личные местоимения изменяются по лицам и числам. Местоимения третьего лица в единственном числе изменяются по родам.

ИСТОЧНИКИ

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!