Можно ли увидеть микробов под микроскопом? Строение и жизнедеятельность инфузорий на примере инфузории-туфельки Успешной Вам работы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1. СТРОЕНИЕ ИНФУЗОРИИ-ТУФЕЛЬКИ И ДРУГИХ ОДНОКЛЕТОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

Цель. Изучить строение инфузории туфельки и других одноклеточных животных; выявить признаки сходства представителей простейших.

Оборудование. Таблицы с изображение простейших, пластилин, проволока, ножницы.

Ход работы.

1. Рассмотрите рисунки строения амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории туфельки. Зарисуйте строение каждого простейшего в тетрадь для лабораторных работ.

Амеба обыкновенная Инфузория туфелька

2. Сравните одноклеточные организмы и дополните таблицу.

Признаки для сравнения

Организмы

Амёба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

Оболочка

Цитоплазма

Пищеварительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Хлоропласты

Светочувствительный глазок

Клеточный рот

Органоиды движения

Ложноножки

3. Сделайте из пластилина или другого подручного материала модели амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории туфельки.

4. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.

Вывод. У всех одноклеточных животных есть _________, ____________ и ___________. Основной способ размножения __________, но встречается и ___________. Среда обитания - __________________.

Домашнее задание.

Прочитайте параграфы 3 и 4.

Ответьте на вопрос через форму на сайте /

* Представьте себе, что амеба утратила способность к образованию ложноножек. Что с ней может произойти?

  1. Пояснительная записка 7 класс Курс «Животные»

    Пояснительная записка

    11 лабораторных работ : по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные » лабораторная работа № 1 «Изучение строения инфузории - туфельки » по... новый стандарт биологического образования ставит другие цели , среди которых: развитие творческих...

  2. Пояснительная записка Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний

    Пояснительная записка

    ... животных 4 2 Строение тела животных 2 3 Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные 5 4 Подцарство Многоклеточные животные ... Лабораторные работы : Строение инфузории -туфельки . Рассмотрение других простейших. 4. Подцарство Многоклеточные животные ...

  3. Руководство

    ... инфузорий пресноводных: а - инфузория -туфелька ; б - стилонихия; в - сувойка Лабораторная работа Морфологическое описание одного вида растений Цель работы ... животных . Сделайте вывод по работе . Лабораторная работа Сравнение строения клеток одноклеточного ...

  4. Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1

    Документ

    ... животное : А) амеба обыкновенная _____________________ Б) инфузория туфелька _____________________ В) малярийный плазмодий ___________________ Г) дизентерийная амеба ______________________ Лабораторная работа № 2 Строение ...

  5. Приказ № от 2012г. Рабочая программа по биологии 7 кл средней общеобразовательной школы №166

    Рабочая программа

    Листьев в)строение ………………………………………... г) число……………………………………………. д) число …………………………………………….. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14

Лабораторная работа № 4

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ИНФУЗОРИЙ

Цель: изучить структурно-функциональные особенности строения инфузорий на примере инфузории туфельки

Материалы и оборудование

  1. Культура инфузории туфельки.
  2. Микроскопы.
  3. Препаровальные иглы, пипетки, кусочки фильтровальной бумаги, клочок ваты, покровные и предметные стекла.
  4. Раствор уксусной кислоты, метиленовая синь, черная тушь, раствор иода.

Задание 1 . Поместите на предметное стекло каплю культуры с живыми инфузориями туфельками (Paramecium caudatum). Рассмотрите при малом увеличении микроскопа форму тела, передний и задний концы тела, способ движения инфузории. На временно приготовленном микропрепарате рассмотрите при малом, затем при большом увеличении локомоторные органеллы - реснички инфузории туфельки.

Зарисуйте внешний вид парамеции, убитой иодом. Обозначьте реснички, оболочку, ядро.

Исходная информация

Более закругленный суженный конец инфузории считается передним, заостренный - задним. Двигаются парамеции передним концом вперед и при этом вращаются вокруг продольной оси по ходу часовой стрелки. Поступательное движение обеспечивается синхронным биением отдельных групп ресничек. Работа сменяющих последовательно друг друга групп ресничек позволяет инфузориям

Рис. 12. Парамеции, убитые иодом (при большом увеличении): 1 - реснички; 2 - ядро; 3 - пелликула

двигаться вперед или назад.

Всего равномерно расположенных ресничек на теле инфузории туфельки насчитывается более 10 тыс. Наиболее длинные реснички находятся на заднем (хвостовом) конце тела.

Рассмотреть реснички на живом материале почти невозможно. Заметными они становятся, если на предметное стекло у края покровного поместить каплю раствора иода. Раствор проникает под покровное стекло, убивает парамеций и окрашивает реснички, хорошо просматриваемые при большом увеличении (рис. 12).

Задание 2 . При большом увеличении микроскопа на временно изготовленном микропрепарате рассмотрите строение ротового аппарата инфузории туфельки (рис. 13).

Исходная информация

Инфузория туфелька имеет постоянную форму тела, которую обеспечивает эластичная прочная пелликула. В естественной среде форма тела парамеций может изменяться из-за ряда обстоятельств (как называется это явление?).

Чтобы проследить временные изменения формы тела парамеции, необходимо приготовить временный микропрепарат. Для этого на предметное стекло наносят каплю культуры живых инфузорий. Препаровальной иглой расщепляют кусочек ваты, помещают его в каплю культуры инфузорий и накрывают покровным стеклом. Инфузории, оказавшись между переплетающимися нитями ваты, замедляют движение и становятся доступными для наблюдения под микроскопом. В случае ухода простейших из поля наблюдения кусочком фильтровальной бумаги оттягивают влагу из-под покровного стекла. При этом инфузории замедляют движение и даже останавливаются.


Рис. 13. Схема строения ротового аппарата парамеции:
1 - цитостом; 2 - перистом; 3 - ротовая полость, в которой расположены базальные части мембраны и мембранелл; 4 - цитофаринкс (глотка)

Интересны наблюдения за одноклеточными, стремящимися преодолеть препятствия. Натолкнувшись на непреодолимую преграду, инфузории отодвигаются назад, разворачиваются примерно под углом 30 - 40° и вновь делают попытку протиснуться сквозь препятствие. Проникновение сквозь препятствие часто сопровождается изменением формы тела. Парамеции могут изгибаться, утончаться, могут одновременно закручивать концы тела в разных плоскостях в виде восьмерки. Но такой процесс всегда заканчивается возвратом формы тела в естественное состояние.

У инфузории туфельки на одной из боковых сторон, вблизи центра тела, имеется углубление - перистомальная впадина, или перистом. Перистом вдается внутрь тела, образуя предротовую полость, переходящую в клеточный рот, или цитостом, и заканчивается слепо замкнутой глоткой.

Задание 3 . Рассмотрите на временно изготовленном микропрепарате образование пищеварительных вакуолей в теле инфузории туфельки (рис. 14). Обратите внимание на количество возникающих пищеварительных вакуолей за 15 - 20 мин.

Исходная информация

Инфузории туфельки питаются бактериями. При благоприятных условиях пища поглощается непрерывно. Три ряда тесно расположенных ресничек в области перистома образуют мембранеллы. Своими постоянными движениями они подгоняют пищу в рот. Из ротового отверстия пищевые частицы далее транспортируются в ротовую полость и оседают на дне глотки. По мере накопления пищи, ее объема, массы и действия факторов среды на дне глотки образуется пищеварительная вакуоль. Каждая пищеварительная вакуоль отшнуровывается и оказывается в эндоплазме. Постоянным током цитоплазмы вакуоль перемещается к заднему концу тела. В вакуолях происходит пищеварение. Они образуются каждые 1,5 - 2 мин. Длительность переваривания пищи зависит от качества пищи и при комнатной температуре может продолжаться около 1 ч. При благоприятных условиях количество одновременно функционирующих вакуолей в эндоплазме парамеции может достигать 20.


Рис. 14. Пищеварительные вакуоли у парамеций в растворе туши:1 - сократительная вакуоль; 2 - цитоплазма; 3 - пелликула; 4 - пищеварительные вакуоли; 5 - раствор туши

Непрерывное заглатывание инфузорией любых взвешенных в воде частиц позволяет пронаблюдать процесс образования вакуолей, их количество, расположение, движение в эндоплазме.

Для приготовления временного микропрепарата на предметное стекло помещают каплю культуры с живыми инфузориями и рядом капают каплю туши. Препаровальной иглой соединяют капли водным мостиком и часть туши смешивают с каплей культуры. При малом увеличении микроскопа следят за равномерным распределением туши в капле воды. Временный микропрепарат просматривают через 10-15 мин (покровным стеклом не накрывают). В эндоплазме парамеции отчетливо наблюдают округлые черные пищеварительные вакуоли, образовавшиеся в результате заглатывания микроскопических частиц туши.

Задание 4 . Рассмотрите на временно изготовленном микропрепарате инфузории туфельки процесс выбрасывания трихоцист (рис. 15), а также форму тела инфузории, количество ядер, их расположение в клетке.

Зарисуйте внешний вид инфузории туфельки с выброшенными трихоцистами. Обозначьте макро- и микронуклеус, пищеварительные вакуоли, цитоплазму, пелликулу, выброшенные трихоцисты.

Исходная информация

На предметное стекло помещают каплю культуры с живыми инфузориями и добавляют по одной капле раствора метиленовой сини и уксусной кислоты, а затем накрывают покровным стеклом. Раствор уксусной кислоты готовят следующим образом: к 10 см 3 воды добавляют 5 - 6 капель 80 %-й уксусной кислоты. Метиленовая синь окрасит ядра парамеций. Под действием раствора уксусной кислоты инфузории выбрасывают трихоцисты и затем погибают. При большом увеличении микроскопа трихоцисты просматриваются в виде длинных, тонких переплетающихся нитей, торчащих на (или около) поверхности тела.

Задание 5 . Проследите ответную реакцию инфузорий на действие химических раздражителей. Определите скорость движения инфузорий из одной капли в другую.


Рис. 15. Инфузория туфелька, окрашенная метилгрюном (при большом увеличении):
1 - выброшенные трихоцисты; 2 - макронуклеус; 3 - цитоплазма; 4 - пелликула; 5 - пищеварительные вакуоли

Исходная информация

Инфузории реагируют на внешние раздражители всей поверхностью тела. Реакция на благоприятный раздражитель сопровождается движением к источнику раздражения и называется положительным таксисом. От неблагоприятного раздражителя инфузории уплывают - отрицательный таксис. Для парамеций характерны реакции на химические раздражители - хемотаксис; световые - фототаксис; температурные - термотаксис и др.

Для наблюдения за проявлением отрицательного хемотаксиса необходимо приготовить временный микропрепарат. На предметное стекло с помощью пипетки помещают 1 - 2 капли культуры с живыми туфельками и на расстоянии 1 см от капли - такой же объем чистой воды. Препаровальной иглой соединяют капли водяным мостиком. При этом инфузории не уплывают из капли культуры. Этой же иглой к краю культуры с простейшими пододвигают кристаллик поваренной соли. По мере растворения кристаллика соли концентрация ее в капле культуры повышается, и условия среды становятся неблагоприятными. Большинство инфузорий устремляется по водному мостику в каплю чистой воды. Особи, не нашедшие водного мостика и не успевшие уплыть, погибают.

Этот несложный эксперимент демонстрирует реакцию инфузории на химический раздражитель.

Задание 6 . Рассмотрите на рис. 16 органоиды парамеции, обозначенные цифрами.

Зарисуйте общее строение парамеции и ее органоиды. Обозначьте реснички, пищеварительные вакуоли, микро- и макронуклеус, ротовое отверстие, глотку, резервуар сократительной вакуоли, трихоцисты, анальную вакуоль.


Рис. 16. Инфузория туфелька. Общая организация in vivo:
1 - реснички; 2 - пищеварительные вакуоли; 3 - микронуклеус; 4 - ротовое отверстие; 5 - глотка; 6 - содержимое анальной вакуоли; 7 - резервуар сократительной вакуоли; 8 - макронуклеус; 9 - трихоцисты

Задание 7 . В капле культуры простейших найдите инфузорий, изображенных на рис. 17 (1-14). Определите их видовую принадлежность.


Рис. 17. Инфузории (при большом увеличении):
Я - ядро (макронуклеус); Р - ротовое отверстие; ПВ - пищеварительные вакуоли; СВ - сократительная вакуоль; Тр - трихоцисты

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Задание 8 . Заполните табл. 4, используя предложенные варианты ответов и дополнительную литературу.

Таблица 4

Некоторые экологические особенности инфузорий

Виды инфузорий Образ жизни Способы питания Отряд
Ихтиофтириус
Триходина
Стентор полиморфус
Стилонихия
Нассула
Аллантозома
Токоприа
Тинтиннида
Спиростомум
Дидиний
Сувойка (одиночная)
Бурсария
Дилептус
Балантидий

Варианты ответов:

Способы питания : всеядные; растительноядные; хищные, или плотоядные; питающиеся всей поверхностью тела, соками хозяина; во взрослом состоянии не питаются.

Задание 9 . Ответьте на следующие вопросы.

  1. Какие виды взрослых инфузорий не имеют ресничного аппарата? Как они питаются?
  2. Способны ли инфузории образовывать колонии? Если да, то приведите пример.
  1. Чем отличается процесс бесполого размножения инфузории туфельки от бесполого размножения амеб и жгутиконосцев?
  2. Почему особь, образовавшуюся после конъюгации, у инфузории туфельки можно рассматривать как новое половое поколение?
  3. Какие виды инфузорий "разборчивы" в отношении своей жертвы?
  4. Какие виды инфузорий размножаются бродяжками?
  5. Для каких инфузорий характерно явление полиморфизма? Каково их строение и размножение?

Вопросы для обсуждения

  1. Каковы особенности движения инфузорий?
  2. Почему инфузории считают высокоспециализированными одноклеточными?
  3. Каковы функции макронуклеуса и микронуклеуса?
  4. Чем обусловлена постоянная форма тела инфузорий?
  5. Какие типы размножения характерны для инфузории туфельки?
  6. Как осуществляется у них процесс питания и пищеварения?
  7. Каково строение и значение сократительных вакуолей инфузорий?
  8. Где и как удаляются из организма инфузории туфельки непереваренные частицы пищи?
  9. Чем обусловлено быстрое изменение формы тела у инфузории трубач?
  10. Каковы особенности ядерного аппарата инфузории трубач?
  11. Как размножаются сувойки?
  12. Чем отличается стилонихия от инфузории туфельки?
  13. Почему сократительные вакуоли есть только у пресноводных инфузорий?
  14. Имеются ли защитные приспособления у инфузории туфельки?
  15. Способна ли инфузория туфелька к "научению"?

Объясните значение следующих терминов: перистом, реснички, эктоплазма, эндоплазма, пелликула, трихоцисты, глотка, порошица, макронуклеус, микронуклеус, нейрофаны, аутогамия, эндомиксис, синкарион, редукционное деление, эквационное деление, гаметогамия, кариогамия.

С тех пор, как ученые обнаружили микробов, они учились их выращивать на различных питательных средах. Ведь для того чтобы знать, как бороться с тем или иным микроорганизмом, нужно изучить не только его форму, но и повадки, образ жизни, потребности в питании. Сейчас в лабораториях исследователи могут выращивать практически любой микроорганизм, для этого разработано огромное количество питательных сред. Но в прошлом, во времена Луи Пастера - родителя современной науки о микробах (микробиологии), в распоряжении ученых была доступна для изучения лишь вода из лесных луж и водоемов, настой сена и мясной бульон.

Слово "микроорганизм" понятие собирательное, в него входят все невидимые невооруженным глазом организмы - бактерии, грибы, одноклеточные и еще целый ряд микрожителей. К слову, вирусы не относят к микробам. Их выделяют в отдельную группу, и наблюдать их в обычный световой микроскоп не представляется возможным.

Микробы вездесущи, обнаружить их можно буквально на всем, что нас окружает. Они бывают аэробами, т.е. для их жизнедеятельности требуется присутствие свободного молекулярного кислорода, но могут быть и анаэробами, способными прожить в условиях без доступа кислорода. Размеры, форма и принципы питания у микробов очень разнятся, но из них всех, пожалуй, самой красивой и причудливой является инфузория туфелька.

Инфузорий можно часами наблюдать в микроскоп. Они имеют очень необычную форму и легко узнаются среди прочих микроорганизмов. Для наблюдения за ней не требуется длительных подготовок и специальных навыков. Ее может увидеть любой желающий даже с помощью самого простого микроскопа.

Проведение опыта с инфузорией

Для проведения опыта понадобится совсем немного воды из лесной лужи, зацветшего водоема, из вазы с цветами или даже из аквариума. Идеально, если в воде окажется несколько веточек водорослей. Препарат с инфузорией можно приготовить по принципу раздавленной капли, или сделать "висячую" каплю на предметном стекле с выемкой.

При рассматривании образца под микроскопом (лучше всего это делать на среднем или большом увеличении) можно заметить двигающихся овальных существ. Строго говоря, они не совсем овальные - передний конец инфузории заострен, а задний, наоборот, имеет сильно округлую форму. Одна из боковых сторон, приблизительно по центру туловища, вогнута, что придает существу большое сходство с подошвой туфли. Отсюда и название микроорганизма - инфузория туфелька. Вокруг всего тела инфузории располагаются в несколько слоев реснички, которые помогают ей двигаться и "загонять" пищу в ротовое отверстие, расположенное неподалеку от головного конца.

Для особо пытливых исследователей будет интересно понаблюдать за процессом пищеварения у инфузории. Пища, попавшая в ротовое отверстие, постепенно перемещается в "желудок" - пищеварительную вакуоль, похожую на пузырек. В ней пища переваривается, а затем выталкивается в другую вакуоль - сократительную, которая является чем то, наподобие кишечника у животных. Сократительная вакуоль служит для устранения остатков пищи наружу. Для того чтобы увидеть, как происходят эти процессы, нужно покормить инфузорию, например, несколькими капельками обычной туши для заправки перьевых ручек. После того, как инфузория заглотнет ее, можно рассмотреть месторасположение пищеварительной вакуоли - темный шарик на фоне светлого тела микроорганизма.

Многие знают, что инфузории относятся к классу простейших, но это название довольно относительное, т.к. многочисленные опыты над инфузориями обнаружили у них зачатки психической деятельности. К примеру, инфузорию помещали в узкую трубку, диаметр которой совсем немного превосходил размер самого животного. Трубку с обеих сторон запаивали. Когда инфузория доплывала до одной стороны, она делала попытки проплыть дальше, но вскоре разворачивалась головным концом и направлялась в другую сторону. Со временем инфузория стала тратить на развороты все меньше времени и сил, а значит, смогла приспособиться к новым условиям.

Но поражает в инфузории даже не это. В человеческом или другом сложном организме все клетки узкоспециализированы и выполняют какую-либо одну функцию. Инфузория же состоит из одной-единственной клетки, в которой есть, хоть и примитивная, но выделительная и пищеварительная системы, мышечная система, состоящая из сократительных волокон, двигательный аппарат из ресничек. Следовательно, эта единственная клетка может полностью обеспечивать все стороны жизнедеятельности. Возможно поэтому ученые прошлого с таким уважением относились к инфузории и часами просиживали над микроскопом, изучая и зарисовывая ее повадки.

Какие же микроскопы подойдут?

В микроскоп, способный давать увеличение не менее 600-800х крат, можно понаблюдать не только простейших, но и бактерий. Самый простой способ это сделать - собрать небольшое количество зубного налета и развести его в капельке воды. Так можно увидеть основных представителей царства бактерий. В простом лабораторном микроскопе они будут выглядеть неказисто - маленькие шарики, палочки или нити с нечеткими контурами. Но при использовании фазово-контрастного метода на более дорогостоящих лабораторных моделях можно рассмотреть гораздо больше. Их контуры станут четче, а тела будут выделяться ярким светом на темном фоне. И хотя внутреннюю структуру при таком исследовании изучить не получится (для этого нужно убить бактерий и окрасить), можно увидеть движение бактерий. А по характеру движений ученые определяют принадлежность бактерий к тому или иному классу и выявляют возбудителей некоторых болезней.

Для лабораторных же исследований, направленных на выявление и более точную идентификацию болезнетворных организмов, часто используются жидкие и плотные питательные среды. В них можно наблюдать не только отдельных микроорганизмов, но и целые колонии, т.е. большие скопления клеток, видимые невооруженным глазом. Однако эта техника достаточно сложная и не годится для применения в домашних условиях.

Цель работы:

выявить особенности строения и жизнедеятельности простейших на примере инфузории-туфельки;

доказать принадлежность инфузории-туфельки к простейшим животным.

Для работы необходимы:

микроскоп, часовое стекло, предметные и покровные стекла, стаканчики с уксусной кислотой, фиолетовыми чернилами, красителем конго красным в порошке (тушью или кармином), пипетки, препаровальная игла, фильтровальная бумага, клочок гигроскопической ваты, стаканчики с живой культурой туфелек.

Ход работы

  1. На часовое стекло нанесите небольшое количество культуры инфузории-туфельки. Рассмотрите культуру при помощи лупы. Убедившись в том, что она густая (много инфузорий), положите несколько крупинок конго красного (туши или кармина), препаровальной иглой смешайте жидкость с красителем и отставьте стекло минут на 20.
  2. Из капли неокрашенной культуры приготовьте временный микропрепарат. Приготовленный препарат положите на предметный столик, закрепите его клеммами и рассмотрите при малом увеличении. Среди различных инфузорий найдите инфузорий-туфелек. Как это можно сделать?
  3. Понаблюдайте внимательно за движением инфузорий. Каковы внешний вид, окраска, форма тела инфузории-туфельки? Каков характер их движения? Каким концом тела инфузории движутся вперед? Как отличить передний конец тела от заднего?
  4. Сделайте контурный рисунок инфузории-туфельки.
  5. Для детального изучения строения инфузорий-туфелек следует выбрать один из следующих способов.
    1 способ . Осторожно (контролируя под лупой) оттянуть воду из-под покровного стекла, приложив к нему с двух сторон кусочки фильтровальной бумаги, уменьшая тем самым объем воды между стеклами; прекратить оттягивание, когда инфузории, придавленные покровным стеклом, остановятся хотя бы в части препарата (контроль под микроскопом). При дальнейшем уменьшении объема воды инфузории гибнут под тяжестью покровного стекла, причем цитоплазма на их поверхности выступает в виде пузырей, — тогда препарат следует заменить.
    2 способ . На предметное стекло поместить в один слой тонко расщипанные волоконца гигроскопической ваты, на них нанести каплю культуры и накрыть покровным стеклом. Излишек воды, выступающий по краям покровного стекла, оттянуть фильтровальной бумагой. Инфузории, снижая скорость движения, задерживаются в петлях между волокнами ваты. Этот способ дает возможность наблюдать инфузорий в более естественном состоянии, так как между стеклами сосредоточен значительный объем воды.
  6. Чтобы приготовить препарат инфузорий, возьмите их из часового стекла, куда внесена краска конго красный, и остановите одним из указанных способов. При малом увеличении найдите участок, где сосредоточено наибольшее количество инфузорий, переведите его на большое увеличение и займитесь подробным изучением туфельки.
  7. Во время изучения внешнего строения инфузории-туфельки то освещайте, то затемняйте поле зрения, а также немного вращайте микрометрический винт то в одну, то в другую сторону.
  8. Внимательно присмотритесь к поверхности тела инфузории. Найдите и рассмотрите реснички, покрывающие ее тело. Понаблюдайте за деятельностью ресничек, расположенных по краю. Все ли реснички имеют одинаковую длину? Как работают реснички? Каковы функции ресничек?
  9. На приготовленном контурном рисунке зарисуйте с натуры небольшой участок ресничного покрова, а в остальной части ограничьтесь схематичным его изображением.
  10. Ознакомьтесь с послойной дифференцировкой цитоплазмы. Найдите пелликулу. Чтобы лучше рассмотреть пелликулу, приготовьте препарат, окрашенный конго красным. Жидкость тонким слоем распределите по большей части предметного стекла и оставьте на столе до полного высыхания. Только после этого рассмотрите ее. Какие слои цитоплазмы можно выделить? Чем они отличаются друг от друга? Что представляет собой пелликула? Каковы функции пелликулы?
  11. Отразите послойную дифференцировку цитоплазмы и пелликулу на контурном рисунке.
  12. На окрашенном препарате найдите трихоцисты. Рассмотрите их. Приведите трихоцисты в действие. Для этого приготовьте препарат с добавлением к культуре инфузорий 2%-ной уксусной кислоты. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Где обнаруживаются трихоцисты? Что они собой представляют? Что происходит с трихоцистами при действии на инфузорий уксусной кислоты, какой вид они принимают? Каковы функции трихоцист?
  13. Небольшое число трихоцист в покое отобразите на приготовленном заранее рисунке. На небольшом участке поверхности тела инфузории изобразите трихоцисты после их действия.
  14. Найдите в передней половине тела глубокий желобок — околоротовую впадину, или перистом (перистом в силу придавленности тела инфузории может быть не виден отчетливо). На поверхности тела инфузории, примерно на середине ее длины, с правой или левой стороны (в зависимости от положения инфузории) найдите мерцающую полоску. Это область глотки, в которую ведет ротовое отверстие. Где располагается клеточный рот?
  15. Покажите на рисунке перистом и глотку.
  16. Понаблюдайте за работой ресничек, окружающих перистом. В цитоплазме инфузории найдите пищеварительные вакуоли. Понаблюдайте за процессом образования пищеварительных вакуолей и их движением в цитоплазме. Каково значение работы ресничек, окружающих перистом? Как происходит образование пищеварительных вакуолей? Какой вид они имеют? Каково их количество? Какой путь совершают пищеварительные вакуоли в цитоплазме? Почему пищеварительные вакуоли имеют разную окраску?
  17. Покажите на рисунке несколько пищеварительных вакуолей и их путь в цитоплазме.
  18. Если удастся, понаблюдайте за опорожнением пищеварительных вакуолей. Где и как происходит удаление непереваренных частиц? Почему частицы красителя выбрасываются наружу без изменений?
  19. Покажите на рисунке порошицу.
  20. Найдите у инфузории сократительные вакуоли, понаблюдайте за их работой. Работу сократительных вакуолей лучше наблюдать на препарате с непридавленными инфузориями. Сколько сократительных вакуолей у инфузории? Где они располагаются? Какое строение имеют? Как работают? Каковы функции сократительных вакуолей?
  21. Покажите на рисунке сократительные вакуоли. Разные моменты деятельности вакуоли покажите отдельными схематичными рисунками.
  22. Изучите ядерный аппарат инфузорий. Изучать ядерный аппарат инфузорий лучше при большом увеличении на препарате, окрашенном метиленовой зеленью (при этом ядра окрашиваются в зеленый цвет). Сколько ядер у инфузории? Где они располагаются? Каков их внешний вид? Какие функции они выполняют?
  23. Покажите на рисунке ядерный аппарат инфузорий.
  24. По результатам работы сделайте выводы.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!