Паттерны добродетелей. Рассуждения на тему доброта и жестокость Определение понятия доброта


Доброта и жестокость - Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Рассуждения на тему Доброта и жестокость

Рассуждения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.

Жестокость.
К сожалению, нам довольно часто приходится сталкиваться с ней в своей жизни.
Это может быть просто грубое слово, произнесенное человеком в наш адрес. Или кто-то может намеренно толкнуть нас в метро, освобождая себе путь. Агрессивное поведение по отношению к окружающим может привести и к более страшным последствиям, таким как гибель людей и животных или тяжелое причинение вреда их здоровью.

Жестокость - это качество, которое либо присуще человеку, либо нет. Если мужчина или женщина по природе жестоки, то это уже очень сложно исправить, поскольку данная черта, скорее всего, появилась у них еще в раннем возрасте. И такие люди даже могут испытывать удовольствие, причиняя боль другому человеку.

Бывает и так, что человек способен проявлять жестокость лишь в определенном состоянии, например, когда он очень зол. Тогда можно просто научиться самостоятельно контролировать свои эмоции или записаться на курсы управления гневом.

Мне всегда очень тяжело становится на душе, когда я сталкиваюсь с какими-либо проявлениями жестокости. Поэтому, если я вижу, что кого-либо из моих одноклассников обзывают другие ученики, я сразу же стараюсь защитить этого человека, ведь иногда слово может ранить больнее, чем грубое физическое действие.

Я не люблю смотреть новости, потому что там часто рассказывают о различных трагедиях и катастрофах. Я всегда переживаю за людей, попавших в беду, и за их близких.

Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем мире было как можно меньше жестокости. Я всегда радуюсь, если на государственном уровне принимаются какие-либо меры по ее ограничению, например, закон о защите прав животных. Надеюсь, в будущем ситуация также будет меняться исключительно в лучшую сторону.


Добро и доброта

Добро - извечная моральная ценность.
Сотни поколений наших предков оберегали и с оружием в руках защищали добро.
Его значение в нашей жизни очевидно и не обсуждаемо.
Не вызывает разногласий и такое качество человеческого характера, как доброта, которая хоть и бывает многоликой, но постулаты ее неизменны на протяжении долгих веков.

Доброта - это проявление всего хорошего, что есть в каждом человеке. Насколько он привержен нравственности, настолько и высок его личностный уровень как человека доброго, отзывчивого и благородного. Большей частью, доброта зарождается в каждом из нас еще с самых ранних лет жизни. Радуясь родительской любви, окружающим природным красотам и теплым солнечным лучам, мы формируем в своем сердце самые добрые и искренние чувства. Мы готовы любить весь мир и быть его частицей.

Однако со временем проблемы, невзгоды, циничное окружение начинает воспитывать в человеке негативные проявления, готовые заслонить самые светлые стороны его характера. Но если в душе живет любовь, если в сознании тверды истинные ценности, то и поступки станут совершаться исключительно добрые. Проявление доброты заметно буквально во всем. Это забота о растениях, животных и окружающей среде, искреннее сопереживание людям, готовность прийти на подмогу.

По-настоящему добрый человек всегда поможет пожилому прохожему, утешит плачущего ребенка, остановит хулигана, который портит растения или городское имущество. Небезразличное отношение к происходящему - один из самых явных признаков истинной доброты. Такой человек никогда не пройдет мимо нуждающихся в помощи, не самоустранится от проблем окружающих.

Доброта проявляется в семейных и дружеских отношениях. Расценивая любовь родителей лишь как возможность получения подарков, оставаясь при этом эгоистичным потребителем, нельзя считаться добрым человеком. Используя в собственных целях дружбу, не стоит претендовать на звание моральной личности. Абсолютная искренность, человеколюбие и бескорыстность - это не только важные качества любого человека, но и его уверенная, достойная дорога в настоящую жизнь.


Рассуждение на тему: Чем доброта отличается от милосердия?

Доброта – это качество, изначально присущее душе.
Душе это качество свойственно вечно.

Доброта проявляется:
в склонности к позитивному мышлению в отношении других;
в способности быть непритязательным по отношению к другим;
в мягкости сердца.

К этому следует добавить, что настоящая доброта всегда проявляется там, где есть правильное понимание того, как помочь другим людям, и там, где есть твердость характера, способная противостоять их недостаткам.

Милосердие - это готовность из сострадания оказать помощь бескорыстно, способность сострадать, сочувствовать и помогать.

Добр - ко всем ближним.
Милосерден - ко всему окружающему, включая поверженных врагов.


Рассуждение на тему: Доброта и жестокость

Доброта и жестокость в нашей жизни играет очень важную роль.
Вокруг нас всегда всё делится на добро и зло.
Доброта - уступить пожилому человеку место в троллейбусе.
Зло - пнуть бездомную и больную собаку.
Но обычно бывает, что увидев злого, раздражённого человека у нас изменится доброта на грубость. А увидев весёлого, радостного человека мы становимся лучше. Это как на биологии - "всё взаимосвязанно..."
В нашей жизни бывают такие моменты когда чувствуешь себя брошенным, никому ненужным.
Но потом понимаешь что ты нужен народу больше, чем народ нужен тебе.
Это значит, что нужно общаться. Общение делает человека добрее и жизнерадостней. Помогает существовать. И всегда бывает как в сказках "добро побеждает зло."
Это и есть доброта и жестокость в нашей жизни.
И вообще, нужно стараться жить по правилу "всё во имя доброты".

Человек в своей жизни бывает хорошим если для него сделать что то хорошее.
Например: подарить свою игрушку младшему брату или сестричке, дружить и не бросать в беде своих друзей, помогать им по урокам, покупать им что то хорошее.
Жёсткость в нашей жизни говорит о том что мы ещё не очень то и понимаем что происходит в нашей жизни.
Для того чтобы мы не были жестокими мы должны быть добрыми и отзывчивыми людьми.
Жестокость - это когда мы бываем жестоки с друзьями и с многими другими.
Доброта - это когда мы делимся с многими близкими, с друзьями.


Рассуждение на тему: Доброта и жестокость

Милосердие - это умение человека с состраданием относиться к бедам и горестям других людей, милосердный человек способен помогать в беде не только близким людям, но и совсем незнакомым.
Даже к врагу у такого человека отношение особенное, к недругам он относится с добротой и с надеждой на примирение.

Милосердному человеку неизвестны такие слова как "месть" или "отмщение".
Он совершенно не признает такой принцип как "око за око, зуб за зуб".
Совершая злые поступки, мы лишь увеличиваем зло, и без того существующее в мире в безграничном количестве.
Милосердный человек старается проявлять доброту ко всем людям, по возможности помогать им.

Вспомним известную и уважаемую женщину прошлого века - Мать Терезу.
Она была символом милосердия, доброты и сострадания в жестоком XX веке.
Ее преданностью идее служения миру вдохновлялись и до сих пор вдохновляются люди со всего мира.
Благодаря таким примерам мы никогда не забываем о том, что доброта в человеческих сердцах существует и существовала всегда.

История человечества просто переполнена разными войнами, предательствами и жестокостями.
Во все века люди проливали кровь за что-то абсолютно ничтожное, бесценное, отдавали свои жизни ни за что. Люди не уважали себя, не уважали других.
Понятия милосердие не существовало, всем хотелось власти и материальных богатств.
Человеческие души не ценились, внутренний мир человека также не значил ничего. Люди бездумно мстили врагам, устраивали дуэли, умирали за честь.
Но такой принцип действует разрушительно на внутренний мир человека, делает его злее.

Совсем непросто быть милосердным ко всем людям.
Но каждый из нас должен стараться меняться к лучшему, работать над своим внутренним миром.
Тогда мир обязательно станет добрее, и жизнь станет намного лучше, чем сейчас.

Когда мы слышим слово «добро», воображение сразу начинает рисовать что-то теплое, светлое и пушистое. Однако не каждый способен точно сказать, что именно это значит. Подсознательно мы понимаем, что это что-то хорошее, а вот определение слова «добро» всегда остается без внимания. Так что попытаемся исправить это положение.

Понятие слова «добро»

Само слово истолковывается разными словарями. В частности, это понятие имеется в толковых словарях Ожегова и Даля.

«Добро» определение по Ожегову имеет следующее:

  • Под добром подразумевается что-то положительное и полезное. Процесс, действие или слово, которое можно противопоставить злу. Также добром называют имущество, ценные вещи. В некоторых случаях под добром подразумевают согласие. К примеру, дать добро на что-то, то есть разрешить определенное действие.

В толковом словаре Кузнецова также есть ответ на вопрос, что такое добро. Определение звучит так:

  • Добро - это действия, которые направлены на благо. То есть все, что приносит благо и не причиняет вред, можно назвать добром.

В словаре Даля также имеется слово «добро». Определение имеет следующий вид:

  • В духовном значении добро можно определить как благо. Это, в свою очередь, означает нечто полезное и честное, чего требует человеческий долг.

Со страниц философии

Стоит отметить, как добро и зло, находятся в области исследования философии и этики. Поэтому, на вопрос «Что такое добро?» определение из философии ответит лучше всего. В самом широком понимании добро как благо, означает:

  1. Ценностное понимание, что выражает положительное значение чего-либо в его отношении к стандартным нормам.
  2. Стандарт, который соответствует принятым в обществе нормам, ожиданиям и потребностям.

Само слово «добро» в процессе развития человека не теряло истинного смысла, но временами использовалось в разных диалектах, обозначая материальные блага или свободу действий.

Этические нормы

Являясь предметом исследования этических дисциплин, слово имеет еще одно определение:

  • Добро - это категория этических исследований, которые положительно оценивают поведение, явление или событие. Это благо: моральное, правильное, утвердительное, которое имеет положительное начало. Оно противостоит «злу», чему-то разрушительному и отрицательному.

Для человеческой природы естественно желать добра и красоты. Каждый человек остро чувствует необходимость в чем-то хорошем, что может принести ему счастье. Желать чего-то доброго - это не гипотетическое явление, а врожденная потребность человеческой природы, которая является постоянной и стабильной.

Слово «добро», определение которого приведено выше, не является окончательной точкой исследования. Благо, как особый элемент, присутствует в разных сферах жизнедеятельности человека, приобретая несколько иной смысл.

Разновидности «добра»

В зависимости от того, в каком состоянии находится человек в определенный момент, благом может считаться то, чего ему не хватает. К примеру:

  • Здоровье. Иногда слово «добро» определение получает от того, в какой ситуации находится человек. К примеру, если он болеет, то под добром подразумевается здоровье. Но когда болезнь отступает, тогда понятие здоровье из категории «высшего добра» превращается в само собой разумеющиеся явление.
  • Богатство и честь. Как добро материальные блага желаются многими, и только обретя их, люди понимают, что финансовые возможности не полностью соответствуют высшим человеческим потребностям.
  • Власть и признание. Поднявшись на колесе Фортуны над обыденностью и спустившись в начальную точку, человек понимает, что власть - это мимолетное явление, свет звезды, который рано или поздно погаснет. Не имея власти, человек жаждет ее, но достигнув желаемого и лишившись, он понимает, что подобные явления не являются благом.
  • Знания. Имея глубокие познания в определенной области, человек не может считать их общим добром, ведь это не более чем интеллектуальные блага. Духовные потребности в этом случае остаются неудовлетворенными.
  • Дружба. Возвышенная форма дружбы, вне всяких сомнений, затрагивает самые глубокие сферы жизни человека, тем не менее без внимания остаются интеллектуальные и другие потребности.

Подобных примеров можно привести немало. Человеку свойственно принимать за «добро» то, чего ему не хватает. Однако подобный подход раскрывает слово достаточно однобоко.

От блага к доброте

Таким образом под добром можно подразумевать все хорошее, ценное и моральное, что удовлетворяет все стороны человеческой жизнедеятельности. Логичным будет предположить, что возникнет вопрос, добрый - это какой?

Слово «добрый» определение имеет схожее со словом «добро»:

  • Приносящий другим благо, пользу, радость и благополучие. Добрыми могут быть и люди, которые безвозмездно откликаются на потребности окружающего мира, и поступки, что приносят моральное удовлетворение для двух сторон.

Подводя итоги, можно сказать следующее: добро - это высшая форма восприятия мира и созидания окружающей среды. Желания, что удовлетворяют все человеческие потребности, не причиняя вреда окружающим. Поступки, слова и мысли, приносящие благо социальной среде и своему «создателю», принято считать добрыми, а само добро - это врожденная потребность к которой стремится все живое.

Сочинение «Что такое доброта?» является одним из вариантов мини-сочинений, предлагаемых выпускникам девятых классов на экзамене по русскому языку.

Алгоритм составления

Для того чтобы успешно справиться с поставленной задачей, написать качественное сочинение на тему «Что такое доброта», необходимо пользоваться определенным алгоритмом. Сначала необходимо изучить высказывание, предлагаемое в задании. Далее нужно прочитать само задание, проанализировать его.

На следующем этапе важно правильно определить основную мысль предложенного высказывания.

Например, сочинение «Что такое доброта» подразумевает анализ данного термина, особенности его проявления.

Далее нужно продумать вариант вступления, которое включает в себя не больше трех предложений. Мини-сочинение «Что такое доброта» предполагает указание позиции автора высказывания, демонстрацию собственного отношения к данной проблеме.

Среди слов, которые можно использовать при составлении введения, выделим «автор рассуждает, анализирует, отмечает».

Для того чтобы сочинение «Что такое доброта» было полным и получило высокую оценку экспертов, важно показать свое отношению к данному вопросу, воспользовавшись словами «я согласен с автором, разделяю позицию автора, вынужден согласиться».

В основной части сочинения необходимо рассмотреть проблему более детально, привести пример из литературных источников, добавить описание собственного опыта.

Для того чтобы сочинение «Что такое доброта» было оценено положительно, в нем необходимо привести не меньше двух аргументов.

У любого экзаменационного сочинения, независимо от его тематики, должно быть заключение. Его можно начать словами «таким образом», или «мы убедились в том, что». Далее излагается результат исследований, который был получен автором в результате анализа аргументов.

Схема выпускного сочинения

Сочинение по русскому языку «Что такое доброта» можно написать, воспользовавшись одной из нескольких видов схем.

В одном варианте сначала используется тезис, отражается отношение автора к добру и злу, указывается свое отношение к данному явлению. Далее приводятся два аргумента, которые связаны с темой добра. В конце рассуждения приводится четкий вывод.

По второй схеме, сочинение на тему «Что такое доброта» начинают с авторского высказывания (тезиса). Далее можно представить собственное отношение к добру и злу, привести пример из классической литературы. Потом выбирается второй аргумент, приводится пример, который его подтверждает. В конце сочинения приводится вывод.

Первый пример

Приведем несколько примеров экзаменационных работ, тема которых «Что такое доброта». Сочинение-рассуждение может основываться на разных литературных источниках, выбор их осуществляет сам ученик.

Доброта - это позитивное качество, обладать которым должен любой живущий на нашей планете. Только добрый человек способен помочь людям, которые оказались в трудных условиях, нуждаются в поддержке. Люди во время войны делятся последним куском хлеба. В мирное время они сдают кровь, помогая выживать тем, кто попал в беду. Настоящая доброта проявляется не в красивых словах, а в поддержке и понимании.

После того как в Японии произошло землетрясение и цунами, в числе пострадавших оказались тысячи мирных граждан. Люди из разных стран мира устремились на помощь японцам, не стала исключением и Россия. Народная мудрость говорит: «Доброта спасет мир».

Люди всегда считали добро тем качеством, которое необходимо любому человеку. Недаром в сказках оно всегда одерживает победу над злом.

Сегодня все меньше людей, которые обладают этим удивительным качеством. Многие взрослые являются эгоистичными и равнодушными, занимаются только собственными делами и проблемами. Вместо нормального человеческого общения, люди пользуются компьютерами и мобильными телефонами. Человек стал зависеть от интернета, он утратил душевность, лишился сострадания.

На мой взгляд, нужно задумываться над тем, как сделать другому человеку добро. Нельзя равнодушно проходить мимо людей, которые просят о помощи. Если человек стремится только к своему личному благополучию, он перестает быть человеком. А.П. Чехов напоминал: «Спешите делать добро». Как актуально его высказывание в настоящее время!

Второй образец

Приведем еще один вариант итоговой работы на тему «Что такое доброта». Сочинение-рассуждение можно начать с проблемы богатства и бедности.

Доброта является положительным качеством, которым должен владеть любой человек на нашей планете. Добро - это приятное и светлое чувство, приносящее радость, улыбки другим людям. Его можно сравнить с настоящим счастьем.

Мои друзья считают, что добрые люди не способны обижать, обманывать, унижать достоинство другого человека.

В моем понимании слово «добро» - это бескорыстная помощь тем, кто нуждается в поддержке и понимании. Для меня приятным поступком будет дело, которое сделано по велению сердца.

Каждый человек рождается добрым, но проявляется это качество у всех по-разному. Кто-то старается поддержать коллег и друзей, кто-то счастлив тогда, когда рядом с ним нет несчастных людей. Я абсолютно убежден в том, что доброта - это огромнейшая сила!

Еще один пример

Порассуждаем над тем, что такое доброта. Сочинение с аргументами по данной тематике является одним из вариантов заданий, предлагаемых выпускникам девятого класса. Приведем вариант готового рассуждения, касающегося данной проблемы.

Что такое доброта? Определение для сочинения можно взять любое. Но все они сводятся к тому, что добро - это понятие, которое не имеет корысти и зависти. Оно ассоциируется с великодушием, милосердием, желанием приносить пользу другим людям.

Этот термин связан с любовью, радостью, позитивным отношением к другим людям, живой природе. В. В. Маяковский рассуждал в своих стихах о зле и добре. Он подтверждает ту тонкую грань, которая существует между двумя этими терминами. Именно они являются основополагающими понятиями морали.

Несмотря на то, что на протяжении нескольких веков человечество борется со злом, люди не спешат творить добро. Я убежден в том, что ситуация, которая сложилась в современном мире, приближает человечество к самоуничтожению. Если добро не сможет себя защитить, исчезнет сострадание, взаимопонимание, люди превратятся в злых и коварных существ.

Соотношение зла и добра

Продолжим разговор о том, что такое доброта. Сочинение ОГЭ, связанное с данной тематикой, должно быть подтверждено аргументами из литературных источников. Многие поступки, которые совершаются людьми, связаны с добрыми намерениями. Но, как известно, «благими намерениями выслана дорога в ад».

Это выражение свидетельствует о том, что изначально люди совершают поступки, которые направлены на помощь другим, но в итоге они далеко не всегда оказываются хорошими делами. Все чаще зло прикрывается добром.

Ситуация, которая в последние годы наблюдается в мире, свидетельствует о том, что люди перестают ценить добро, все чаще их действия связаны только с достижением личной выгоды.

Что такое добро

Данный вопрос должен быть освещен в выпускном сочинении, поэтому остановимся на нем подробнее. Добро является даром, который не предполагает корысти. Люди помогают друг другу, не требуя взамен материальных благ. У многих россиян есть врожденная потребность совершать добрые дела, помогать людям, которые в этом нуждаются.

К сожалению, в мире инновационных технологий все большее внимание уделяется материальным ценностям и благам, и все меньше отводится времени на обычные человеческие отношения, общение с друзьями и родными. Душевное тепло и отзывчивость в наши дни можно смело заносить в Красную книгу.

Подбор аргументов для сочинения

Доброта способна сделать человека счастливым. Счастье и доброту можно считать двумя сторонами одной медали. Отдавая другим свою любовь, человек получает взамен счастье и гармонию.

Примером взаимовыручки можно считать ситуацию, которая произошла в метро Санкт-Петербурга. Не было равнодушных людей, все старались помочь тем, кто пострадал от действий террориста. Данный аргумент является подтверждением того, что люди способны творить добро, не задумываясь о том, какие материальные блага они получат при этом.

Заключение

Любое экзаменационное сочинение, которое пишут выпускники девятых классов, предполагает соблюдение определенной последовательности действий. Например, если ребенок пишет на ОГЭ рассуждение о доброте, сначала он должен указать цитату, показать отношение к той мысли, которая предлагается автором. Для того чтобы сочинение было засчитано, школьником должно быть приведено не меньше двух аргументов. Они подбираются в соответствии с основной тематикой итогового сочинения.

Один из них можно брать из литературных произведений, а второй базировать на личном опыте. В структуре сочинения должны быть соблюдены определенные разделы. Во введении важно показать свою позицию к доброте. Основная часть подразумевает рассмотрение двух аргументов, подтверждение важности и значимости добра. В заключительной части своего сочинения школьник делает вывод о крайней важности добрых поступков, их преобладании над агрессией и злостью.

Научно – практическая конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее – 2011»

В чём выражается доброта,

когда и как она складывается у детей и взрослых?

Дружинина Юлия

Тюменский район, село Созоново

Учитель – консультант:

второй квалификационной категории,

МАОУ Созоновская СОШ

Созоново 2011г.

Введение……………………………………………………………………3-4

I глава. Что такое добро и зло…………………………………………… 5- 9

1. Понятия добра и зла…………………………………………………….5- 8

2. Энциклопедия мудрых мыслей……………………………………… 9

3. Символы добра и зла в истории и в представлении детей………….. 9

II глава. Что думают о добре и зле взрослые и дети……………………

1. Анализ опроса детей и взрослых……………………………………… 13-15

2. Дерево добрых дел………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………… 19

Приложение………………………………………………………………..

Введение

Однажды просто читая стихи, я натолкнулась на стихотворение Юлии Друниной « Стираются лица и даты…».

Стираются лица и даты,

Но всё ж до последнего дня

Мне помнить о тех, что когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

Идёт Доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле…

Я задумалась над вопросами: что означают понятия добро и зло , почему о добре помнят, а зло стараются забыть, что порождает добро и зло, какой он, добрый человек, в чем выражается доброта, когда и как она складывается у детей и взрослых? Сейчас, когда в нашем сложном и тревожном мире многие идеалы развенчаны, от многих, истин мы вынуждены отказаться. И мы все чаще и чаще обращаемся к таким общечеловеческим ценностям, как: совесть, честь, долг, счастье, добро и зло. Люди всегда задумывались над проблемами добра и зла: философы, политики, писатели, поэты, музыканты, живописцы. Некогда греческий философ Сократ сказал: «Люди поступают дурно только потому, что не знают, что считать добром, а что - злом».

Так возникла тема нашего исследования «В чём выражается доброта, когда и как она складывается у взрослых и детей?», провести эту работу вместе со мной я попросила свою одноклассницу Дружинину Юлю.

В своем исследовании мы поставили определенную цель - рассмотреть соотношение добра и зла в мире.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить добро и зло как категории этики, как понятия морального сознания;

Расширить знания о таких человеческих качествах, как добро и зло у взрослых и детей,

Подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела,

Поднять проблему добротворчества.

Наша гипотеза – если ребята будут знать о понятиях добра и зла, то будут добрее.

В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования:

1. Наблюдение

2. Сбор необходимой информации

3. Интервьюирование

4. Эксперимент, который включал в себя: тест, анкету, сочинение.

5. Анализ, обобщение.

5 1глава. Что такое добро и зло

1. Понятия добра и зла

С самого начала своей жизни человек познает и хорошее, и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: “Что такое – хорошо и что такое плохо?”. Хорошо и плохо – это прежде всего – добро и зло.

Чтобы узнать, что такое добро и зло мы обратились в библиотеку.

(Приложение 1, рис 1,2)

В энциклопедии мы узнали следующее:

Добро и Зло - категории этики.

ЭТИКА (от греч. ethos - обычай, нрав) - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

МОРАЛЬ (от лат. moralis - нравственный) -
особая форма общественного сознания, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Так что же лежит в основе определения добра и зла? Где оно? Вы не найдете его в окружающем мире, оно - в человеке, т. е. в вас. Если кто-то сделал вам что-то хорошее, то именно он стоит на позиции добра, а не вы. Чтобы прийти к добру, вам самому нужно нести в мир добро. И каким бы добрым ни был мир вокруг вас, вы не становитесь добрым человеком автоматически.

Добро - это все хорошее, положительное.

Зло - все плохое, отрицательное.

Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,

Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица,
Добро и Зло – их некем заменить.

Древние мудрецы говорили, что каждый человек состоит из двух частей: добра и зла, белого и черного.

(Приложение 1, рис 3)

Правая половина тела - добрая. Неслучайно говорят наше дело правое, справедливо. Верующие люди говорят, что за правым плечом находится ангел-хранитель. И все приметы, связанные с правой стороной, положительные: правый глаз чешется - хорошего человека видеть, правая рука - с хорошим человеком здороваться, правая ступня - к хорошей дороге.

А вот левая сторона человека - темная, за левым плечом скрывается черт-искуситель. И приметы не очень приятные: левый глаз чешется - плакать, левая рука - деньги отдавать, левая ступня - к плохой дороге. И не случайно, когда мы задумываем хорошее дело, плюем через левое плечо, на черта.

(Приложение 1, рис 4)

Но всё же, что такое добро без зла, и зло без добра. Вместе они составляют одно целое, одно не может существовать без другого, если бы было только зло, мы бы не знали, что такое добро и наоборот.

(Приложение1, рис 5)

Очень хорошо описана борьба добра и зла в человеке притча «Два волка»

Притча "Два волка".

Как-то давно, старик открыл своему внуку одну важную жизненную истину:

В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Добро и зло
Два разных направленья
Которые враждуют многие века
Не устают выказывать сопротивленья,
Пусть даже участь одного из них предрешена
Сомкнутся силы две в борьбе
Исход её всегда не зная
Так будет вечно на земле
Пока живут одна, другая

2. Энциклопедия мудрых мыслей

Проблема добра и зла волновала человечество всегда и лучшее доказательство этого высказывание великих мыслителей.

ü « Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».

ü «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».

ü «Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое.
Доброта избавляет нас от оди­ночества, душевных ран и непрошеных обид». В. Розов

ü «Доброта – солнечный свет, под которым рас­пускается цветок добродетели». А. Грин

3. Символы добра и зла

С раннего детства старшее поколение на разных примерах объясняет нам понятия добра и зла. Добро представляется: солнышком, зеленной травой, голубым и безоблачным небом, радостной улыбкой, ласковым словом. Зло же принимает темный и мрачный колорит бури, непогоды, сильного дождя, темноты, серой тучи. На уроках рисования нас тоже знакомили с символами добра и зла. (Приложение 1, рис 6)

Мы предложили ребятам изобразить в рисунках, как они представляют добро и зло и вот некоторые работы. (Приложение1, рис 7,8,9)

Обобщая полученные материалы, можно прийти к выводу, что дети различают понятия добра и зла.

II глава. Что думают о добре и зле взрослые и дети.

1. Анализ опроса детей и взрослых. (Приложение 1, рис 10, 11)

Мы решили сравнить мнение детей и взрослых о добре и зле, для этого провели опрос.

А. Что такое добро и зло?

Что думают о добре и зле взрослые

Ответы наших сверстников

По представлениям бабушек и дедушек - проживших долгую жизнь, добро - это труд, а зло - это отсутствие труда, что ведет к бедности.

Добро и зло - это: здоровье и болезнь.

Люди среднего поколения говорили о том, что семья это добро. Семейные традиции, рождение ребенка, взаимопонимание в кругу близких людей - все это носит характер добра. Вместе веселее, надежнее, одному - плохо.

Добрый человек-это тот человек, который думает не только о себе, но

и о других и делает добро окружающим не требуя в замен награды.

Когда хорошо всем людям – это добро.

Дети долго думали. И вот как они ответили:

Самое большое на свете добро:

4 ученика ответили, что это когда человек не злой;

ещё 4 ученика – когда мир;

3 – когда есть мама и папа;

ещё 3 – чтоб помогали;

2 ученика ответили, что самое большое добро - это дружба;

3 – спасти друга;

а ещё 1 ученик – деньги;

Самое большое на свете зло:

12 учеников считают, что это война, драка;

2 ученика – это смерть;

3 ответили, что зло – это пьянство и курение;

и ещё 3 – это воровство.

Исходя из данных сведений, можно прийти к выводу, что представления о добре и зле у представителей разных поколений хотя и несколько различаются, но близко.

Б. Тест «Добрый ли Вы человек?»

Видя, что люди ценят доброе отношение к себе, мы решили проверить, а на сколько они добры к другим и провели тестирование. (приложение 2)

В опросе участвовали 16 человек.

Для 6 человек – доброта вопрос случая, добры они далеко не со всеми. Это не так уж плохо, но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

8 человек стараются быть добрыми со всеми, у них много друзей, они умеют общаться с людьми и быть любезными. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь.

А вот с двумя ребятами, общаться, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких им людей. Совет таким ребятам – будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

Следующий эксперимент, тест « У добра предела нет».

В. Тест « У добра предела нет» (Приложение 3)

Из 22 опрошенных 21 человек согласны с утверждением, что добро победит зло.

20 человек считают, что доброе дело на века.

21 человек согласны, что лихо помнится, а добро никогда не забудется.

20 человек считают, что добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

14 человек считают, что вместо мести надо делать больше добра, 8 – не согласны с этим утверждением.

Из ответов видно, что люди помнят добро, уверены, что добро победит зло, но не все готовы на зло ответить добром, переступить через свою обиду.

Г. Опрос «Какой человек полетел бы с Вами на планету добра?»

(Приложение 4)

В опросе участвовали 22 человека.

добрый 18 чел. Злой - 0
заботливый 11 эгоист - 0
справедливый 12 самолюбивый - 4
внимательный 13 грубый - 0
вежливый 14 лживый - 0
чуткий 11 жадный - 0
гуманный 3
надежный 18
верный 16
душевный 8
жалостливый 2
сочувствующий 7

Из ответов видно, что люди хотят, чтобы у спутника были добрые качества, а злого с собой никто бы не взял.

Д. Ученикам давалось задание привести примеры , назвать:

1. Добро, сделанное тебе другими.

2. Доброе дело, свидетелем которого ты был.

3. Доброе дело, которое ты сделал.

4. Зло, сделанное тебе другими.

В основном на первый вопрос дети ответили, что добро, сделанное для них – это помощь в подготовке уроков, 4 человека ответили – помощь друга, а вот одна девочка сказала, моё появление на свет.

Второй вопрос анкеты поможет установить, видят ли дети добрые дела других людей, разбираются ли в окружающем мире. Этот вопрос заставил ребят задуматься. И в результате несколько детей ответили, что не видели добрых дел, свидетелями которых они могли быть. О чём это говорит? Ребята недостаточно чутки к окружающему миру. Некоторые давали такие ответы: кто-то кому-то помог нести тяжёлую сумку, уступил место в автобусе. Одна ученица сказала, видела, как её подруга помогла однокласснику сделать уроки, а он за это – поставил за неё стул.

На третий вопрос дети отвечают по-разному. Но суть большинства ответов такова: помощь родителям, родственникам, заключающаяся в выполнении каких – либо действий (уборка посуды, помощь в уходе за младшими братьями и сёстрами и так далее), помощь друзьям в трудную минуту, помощь бездомным животным .

Эти ответы особенно радуют. Значит дети, пусть и не все, могут сопереживать, сердце товарища или братьев наших меньших и оказывать им помощь.

После «добрых» ответов переходим на «злые». Как же обстоит дело с пониманием зла?

Почти все ребята говорят, что злом является драка, то, что побили, и результат этого: синяки, шрамы, царапины, порванные туфли. Эти ответы можно понять.

Мальчики в отличие от девочек не могут быть такими спокойными в своём возрасте.

Только два ученика сказали, что им не делали никакого зла. Это говорит о доброжелательности и незлопамятстве их душ. Ещё были ответы: обманули, толкнули в лужу, обозвались.

Е. Последняя методика – это сочинение-миниатюра «Если бы я был волшебником» . Цель – при анализе сочинений выявить, как раскрываются понятия добра и зла, справедливости, чуткости, милосердия, жестокости, бессердечия, лживости. Это задание было задано на дом.

Так чего же хотят дети?

Естественно, все дети любят сладости и игрушки. Но не все об этом писали. У большинства ребят первое желание – творить добро для других. Они не забывают про мир, не думают только о себе. Дети видят, что происходит на Земле. Отсюда следующие гуманные желания:

Спас бы Землю от войны, уничтожил бы зло;

Чтобы у всех детей были мамы и папы;

Чтоб все люди были добрыми и делали только добрые дела;

Чтобы наше село было чистым, люди выбрасывали мусор в мусорку;

Чтобы все люди были счастливы, помогали друг другу;

Чтобы люди были здоровые;

А одна девочка создала бы планету «Добра», на которой были бы добрые люди и ласковые животные, с которыми можно было бы разговаривать.

Обобщая полученный материал, с учительницей приходим к выводу, что все дети обладают «сердцем», такими важными человеческими качествами, как чуткость, милосердие, справедливость, различают понятия добра и зла.

Конечно, необходимо всё время проводить воспитательную работу с детьми, развивать, совершенствовать такие качества души, которые необходимы ребёнку, для того чтобы вырасти настоящим Человеком.

2. Дерево добрых дел

Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся
Все земные труды...
Может, вырастил деревце?
Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
(Л. Татьяничева)

Нам захотелось, чтобы у нас в классе «выросло» дерево добрых дел, на котором каждый листок – сделанное нами доброе дело. Чтобы украсить нарисованное дерево бумажными листьями, ребята сначала должны были вспомнить, а какое доброе дело они совершили в недавнее время? Написав на листочках ответы, ребята приклеивали их к ветвям. И вскоре могучий клён обрел роскошную крону: «Я покормила голодного котенка», «Я помогал маме», «Я каждый день помогаю маме присматривать за младшей сестрёнкой», «Я помог однокласснику решить задачу», «Я покормил птиц»… Сколько листьев на дереве – столько добрых дел!

(Приложение 5)

Ребята удивились, как много добрых дел они сделали.

Как бы жизнь не летела -

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело -

Тем живем на земле.

Заключение

В нашем исследовании мы ответили на вопрос, что означают понятия «добро» и «зло», рассмотрели соотношение добра и зла в жизни человека. Проведя мониторинг, узнали мнение взрослых и детей о добре и зле. Убедились, что люди хотят видеть рядом добрых людей, но и сами совершают немало добрых поступков. Подводя итог нашего исследования, хотим верить, что оно принесёт большую пользу, ведь Аристотель сказал: «Не для того мы рассуждаем, чтоб знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми». Наши одноклассники уже другими глазами посмотрели на окружающий мир, стали внимательнее и добрее друг к другу.

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила доброты, пользуясь которыми станем по-настоящему добрыми.

1. Помогать людям.

2. Защищать слабого.

3. Делиться последним с другом.

4. Не завидовать.

5. Прощать ошибки другим.

ПОМНИТЕ: Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

\ Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙТЕ – И ВЫ УВИДИТЕ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ВАШИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙТЕСЬ РАДИ ВАС САМИХ НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

И ЕЩЁ ПОМНИТЕ:

Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

Описание темы: Есть понятие доброе дело, есть понятие взаимовыручка, а есть просто добро и, как говорится в какой-то песенке, там про счастье, а здесь скажем про добро - "Его не может не быть".

Вообщем, вот Вам небольшая заметочка - сочинение - оно же рассуждение на тему:

"Что есть добро?"

Добро - светлое и приятное чувство, которое дарит улыбку, приносит радость. Иногда оно вызывает замирание сердца. Добро сравнимо с кусочком счастья.

У всех моих друзей свое определение добра. Кто-то считает, что быть добрым - значит, не обижать слабых, не обманывать и помогать людям. Другие считают, если ты выполнил долг перед семьей, перед родными, никого не подвел - это доброта.
Добро в моем понимании - это намеренно и бескорыстно помочь другому, не ожидая чего-то взамен. Если я просто подсказал незнакомому мне человеку, как пройти в интересующее его место - это уже добро. Добро, сделанное без усилий и спонтанно - самый приятный поступок для меня.

Я стараюсь быть хорошим и делать добро для всех. Для знакомых и незнакомых людей, для животных. Добро - это высшее проявление нравственности в любом человеке.

Добро творить не совсем просто. Ведь сейчас многие люди думают в большинстве случаев о себе и своих интересах, бегут по делам и не хотят замечать нуждающихся в помощи. А ведь многим достаточно теплого слова, улыбки или ободряющего рукопожатия.
Учиться делать добро, быть добрым - тяжелый, но достойный труд. И добро, сделанное безвозмездно, от чистого сердца, вернется вам сторицей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!