Состав числа из единиц. Состав числа из единиц Занятие по фэмп состав числа 5

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

Цель : Закрепление умения уменьшать и увеличивать число на единицу; закрепление состава числа 5, умения ориентироваться на листе бумаги, названий геометрических фигур, знания цифр, знаний о днях недели, временах года, месяцах.
Задачи:
Обучающие:
Умение уменьшать и увеличивать число на единицу.
Повторить состав числа 5.
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, закрепить название фигур.
Закрепить знания о днях недели, временах года, месяцах.
Развивающие:
Развивать речь, включая в активный словарь термины (слева, справа, меньше, больше).
Развивать сообразительность, внимание, память и логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математике, желание заниматься.
Планируемые результаты:
считать предметы в пределах 5; имеет элементарное представление о составе числа 5; умеет уменьшать и увеличивать число на единицу; ориентируется на листе бумаги, понимает смысл пространственных отношений (верхний левый и правый углы и т.д.); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; развивает мышление; при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточение действует в течение 15-20 минут.
Материалы и оборудование:
Сказка «Гуси-лебеди» в обработке А.Н. Толстого,
интерактивная доска, компьютерная презентация «Путешествие по сказке
«Гуси-лебеди»,
демонстрационный материал: “домик” состава числа 5, числовые карточки.
раздаточный материал: цифры, листки бумаги, цветные карандаши, “домик” состава числа 5.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Дети входят в группу под музыку.
2. Сказка.
Воспитатель: Дети, вы любите слушать сказки? А сами не хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям? Хорошо. Сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. А что бы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, в сказке окажись”. Открываем глаза.(слайд №2)
Сказка начинается…(слайды №3, 4, 5, 6)
Задание №1.
Слушайте внимательно вопросы речки: (слайды №7,8)
Какой сегодня день недели?
Какой был вчера день недели?
Какой будет завтра день недели?

Какие времена года знаете?
Назовите осенние месяцы.
Назовите весенние месяцы.
Назовите зимние месяцы.
Назовите третий тень недели.
Назовите пятый день недели.
Назовите второй день недели.
Воспитатель: Справились мы с заданием речки. Молодцы!

Задание №2.
Воспитатель:
Давайте поможем сестре с братцем выполнить задание. (слайд №9)
Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать:
в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;
в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;
в центре нарисуйте черный овал;
в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;
в правом верхнем углу нарисуйте желтый квадрат.

Воспитатель: А сейчас проверим.
Какую геометрическую фигуру нарисовал Дима в правом нижнем углу. Где нарисовала Таня желтый круг?
В каком углу Леня нарисовал овал?

Мы справились с заданием, и нам следует немного отдохнуть.
Физкультминутка: (слайд №10)
Сестра с братцем раз - нагнулись, разогнулись, Два - нагнулись, разогнулись,
Руки в стороны развели, и пошли, пошли, пошли,
Побежали, побежали, побежали,
И к печке прибежали.

Задание №3 . (слайд №11)
Выставляется домик с числом 5.
Посмотрите на этот домик, какое число живет в этом домике? Нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число 5. Давайте начнем с самого верхнего этажа. На этом этаже уже живет число 4, а какое число должно жить рядом? 1.. .
Молодцы, справились и с этим заданием. Печка дает нам волшебный клубок с заданиями. (слайд № 12)

Воспитатель:
Слушайте 1 задание. (слайд №13)
Откройте конверты и выложите числовой ряд от 1 до 10 слева направо. Все приготовились, начали работать.
2 задание . (слайд №13)
- покажите число больше 5 на 1 (6);
- маленькое число (1):
- число, которое меньше 7 на 1 (6);
- число, обозначающее день недели - вторник (2);
- число, последующее числа 4 (5).

Воспитатель : Молодцы!
Выполнив все задания, клубочек показал девочке с братцем дорогу домой.
А тут и отец с матерью пришли. (слайд №14)
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 1 до 5.
(Дети считают хором)

Вот мы и в детском саду. (слайд №15)
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.

3. Итог.
а) Где мы с вами сегодня побывали, ребята?
б) Что вам понравилось?
в) Что бы вы хотели пожелать нашим гостям?

Презентация на тему: Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

Занятие по ФЭМП в старшей группе. «Состав числа 5 из единиц»

Программное содержание

Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.

Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9.

Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Веер из 10 лепестков разного цвета, карточки с разноцветными шарами, палочки Кюизенера, карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал. Наборы треугольников и четырехугольников, набор кругов разного цвета, карточки с цифрами от 1 до 9.

Ход занятия.

Оргмомент.

I часть . Игровое упражнение «Собираем веер».

Воспитатель предлагает детям составить ряд из цифр от 1 до 9. Дети называют цифры по порядку и показывают их.

Воспитатель просит детей собрать на доске веер из 9 разноцветных лепестков. Дети проверяют правильность выполнения задания и обозначают соответствующей цифрой каждый лепесток.

II часть. Игровое упражнение «Игра с веером».

Воспитатель предлагает ребенку с помощью лепестков веера разного цвета составить число 4. После выполнения задания спрашивает: «Сколько всего лепестков? Сколько лепестков какого цвета мы взяли? Как мы составили число четыре?»

Воспитатель добавляет к 4 лепесткам еще 1 лепесток другого цвета, задает аналогичные вопросы и показывает состав числа 5 из единиц.

III часть. Игровое упражнение «Составим число».

Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 с помощью кругов разного цвета. После выполнения задания спрашивает: «Сколько кругов вы отсчитали? Сколько кругов какого цвета вы взяли? Какое число вы составили? Как вы составили число пять?»

Воспитатель предлагает детям найти цифру

ФИЗМИНУТКА.

Раз – согнуться, разогнуться. (руки во время выполнения наклона на поясе)

Два – нагнуться, потянуться. (руками касаются пола, затем тянуться вверх)

Три – в ладоши три хлопка: один, два, три!

Головою три кивка: один, два, три!

Четыре – руки шире (руки в стороны)

Пять – тихо сядем мы опять.

IV часть. Игровое упражнение «Прятки».

Воспитатель рассказывает: «У Маши, Даши, Кати, Саши и Наташи были разные шарики: красный, желтый, синий, зеленый и белый. Они играли в прятки».

Воспитатель прячет по 1 шарику справа налево (закрывает рукой). Дети каждый раз пересчитывают, сколько осталось шариков, и показывают соответствующую цифру.

Дети раскладывают у себя на столах цифры от 1 до 5 и называют их в прямом и обратном порядке.

V часть . Игровое упражнение «Что где находится».

Воспитатель задает детям вопросы: «Впереди кого ты сидишь? Слева от кого ты сидишь? Что находится слева от шкафа? Что находится справа от меня?» и т.д.

VI часть. Игровое упражнение «Поставим столбики в ряд».

На столе хаотично расставлены столбики разной высоты.

Воспитатель предлагает расставить столбики в ряд, начиная с самого низкого и заканчивая самым высоким. Предварительно воспитатель уточняет правила раскладывания предметов.

Дети выполняют задание по очереди. Каждый ребенок, выбирая очередной столбик, проговаривает свои действия: «Я выбираю из оставшихся столбиков самый низкий, сравниваю его с другими столбиками и ставлю рядом».

Одному ребенку достается цилиндр такой же высоты, как предыдущий. Воспитатель обращает внимание на то, что цилиндры одинаковой высоты, и предлагает один из них убрать.

Затем дети рассказывают о высоте каждого столбика в ряду.

Итог занятия.

Цель урока: изучить число 5, его состав, написание цифры 5; развивать мыслительные операции, математические способности, логическое мышление, внимание, память, речь.

Оборудование: бумажный самолётик-послание, портреты героев сказки «Приключения Буратино», золотые ключики- молодчинки для каждого ребенка, индивидуальные веера цифр, Таблица состава чисел 2,3,4,5 (в виде божьей коровки)

ХОД УРОКА

1. Организационное начало.
Учитель: Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ребята, к нам пришли гости, поприветствуйте их. Подарите гостям и друг другу улыбку. Тихо сели и друг друга не задели. Настроились на урок математики.
(На доске висит портрет Буратино.)
- Ребята, посмотрите на доску, кто к нам пришёл? (Буратино.)
(В класс влетает бумажный самолётик с посланием. )
Учитель:- Ой, что это? Самолётик! Откуда?
- Кто мог его нам отправить? Давайте посмотрим, здесь что – то написано. Это письмо от Мальвины. Что она пишет? Здесь не только письмо, здесь еще какие – то задания. (учитель читает послание)
«Дорогой Буратино, злой Карабас Барабас заточил меня и моих друзей в темницу. Освободить ты нас сможешь, выполнив трудные испытания. Мальвина.»
- Ребята, поможем Буратино? (Да!)
- За каждое выполненное нами задание злой Карабас Барабас освободит по одному сказочному герою. Но прежде, чем приступить к заданиям Карабаса Барабаса, давайте потренируемся и проверим свои силы в счете.

2. Актуализация опорных знаний.
1) Учитель: Давайте поиграем в игру «Ритмический счет», от 1 до 10 (прямой и обратный). (1ученик – прямой счет, 1 ученик – обратный счет, по 1 разу дети считают цепочкой прямой и обратный порядок.)
2) Учитель: А теперь -Гимнастика ума:
- Какое число при счёте называют между числами 2 и 4? 1 и 3? (3, 2)
- Назовите соседей числа 2, числа 4, числа 7? (1,3; 3,5; 6,8).
- Какое число стоит справа от 7? (8).
- Какое число стоит слева от 4? (3)
- Назовите самое маленькое число до 10 (1), самое большое число до 10? –(10)
- Молодцы! А теперь давайте начнём выполнять задания злого Карабаса Барабаса. И так читаю его первое задание:
1. Решите задачи в стихах, а ответы покажите с помощью числового веера. Затем один ученик объясняет, как получил ответ.

На плетень взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
(1+2=3)

Шёл мышонок – сладкоежка,
Нёс сестрёнке три орешка.
Правда, сам не утерпел, -
Два орешка всё же съел.
Задает сестра вопрос:
- Сколько ты всего принёс?
(3-2=1)

Четыре спелых груши на веточках качалось.
Две груши снял Павлуша, а сколько груш осталось?
(4-2=2)

Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
(1+1+1+1=4)

Молодцы, с первым заданием мы справились и освободили лучшего друга Мальвины - Пьеро.
(На доску вывешивается портрет Пьеро.)

3. Постановка проблемы. Открытие нового.
Учитель: - Чтобы освободить второго героя, нам нужно поработать у доски.
Посмотрите на доску: Сколько одуванчиков вы видите на рисунке?(4). Сколько одуванчиков станет, если расцветёт ещё один? (5, если к 4+1 получим 5).
- Молодцы и с этим заданием вы справились. Вы освободили ещё одного героя - верного пса Мальвины - Артемона.(на доску вывешивается портрет Артемона). И так, кто скажет, как мы получили число 5? (если к 4 прибавить 1, то получим следующее число 5. Если к любому числу прибавить один, получим следующее число.)
- Мы так трудились, наверно, очень устали. Давайте немного отдохнём, проведём физминутку про Буратино.
(проводится физминутка )

4. Физминутка.

Буратино потянулся (руки вверх )
Раз нагнулся, (наклоны вперёд )
Два нагнулся. (наклоны назад )
Руки в стороны развел, (развести руки в стороны )
Видно ключик не нашёл. (показать удивление )
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (дети встают на носочки )
Учитель: Садимся правильно; раз, два, три, четыре, пять:
Дети: Мы работаем опять!

5. Самоопределение к деятельности.
Учитель: За выполнение заданий, Мальвина ставит вам всем пять. Это самая высокая оценка.

Кто знает, как выглядит пятёрка? Покажите её на веере. (дети показывают цифру 5). Давайте научимся её правильно писать.
(на доске образец цифры 5 )
1) Учитель: Начинаю писать: отступаю больше половины верхней линии клетки. Пишу прямую наклонную, не доходя до середины клетки, пишу полуовал, затем в верхней части делаю ямочку.
2) Работа в тетради с печатной основой.
Учитель:Откроем тетради на странице 11. Если вы правильно напишите цифру 5, то Карабас Барабас отпустит следующего героя. (дети пишут в тетради по образцу).
Учитель: обратите внимание на закономерность написания цифры.
Дети: Пишем пять пятёрок, пропускаем одну клеточку, снова пять пятёрок и т.д.
Учитель: под правильно написанной пятёркой зажигаем огонёк- ставим точку. У кого всех больше огоньков, тот научился писать цифру 5.(учитель контролирует записи)
- Молодцы! И с этим заданием вы справились! Карабас Барабас отпустил мудрую черепаху (учитель вывешивает портрет черепахи ).
А теперь давайте отдохнём. Проведём физминутку.

6. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять-
Все умеем мы писать. (дети в воздухе пишут пятёрку )
Отдыхать умеем тоже (руки в сторону )
Руки за спину положим. (руки за спиной )
Голову поднимем выше (поднимают голову вверх )
И свободнее подышим. (дети делают глубокий вдох и выдох )

Топаем ногами. (Дети топают ногами )
Раз, два, три, четыре, пять-
Хлопаем руками. (дети хлопают руками )
Раз, два, три, четыре, пять-
Не будем отвлекаться. (дети встают смирно )
Раз, два, три, четыре, пять-
Сядем заниматься. (дети садятся )
Учитель: Пока мы с вами отдыхали, наши герои томились в темнице. Надо хорошо работать, чтобы их освободить.
Слушайте следующее задание:

7. Первичное закрепление. Работа в учебнике.
Учитель: откройте учебник на станице 34. На картинке в учебнике вы видите четыре красных кружка и ещё один синий кружок. Сколько кружков вы видите на рисунке? (5). Как получили число 5?
Дети: К четырём прибавили один, получится пять.
Учитель: как записать выражение?
Дети: 4+1 = 5. (Ученик записывает на доске)
Учитель правильно! Обсудим вместе, как связаны картинка, схема и запись.
- Какие равенства можно записать к следующим рисункам?
Дети: 4+1 =5 четыре красных кружка да ещё один синий, всего пять кружков. Проверяем, считая 5- 1=4 всего пять кружков, один из них синий. Сколько красных? Красных кружков 4
Мы с вами выполнили нелёгкое задание, и Карабас Барабас отдал нам ключик от дверцы, где заперта Мальвина. (учитель показывает ключ) Но откроется дверца, когда мы пройдём последнее испытание.
- Вспомните состав чисел: 2, 3,4. (На доске домики с составом чисел- окошки закрыты. При верных ответах, учитель открывает окошки)
Дети: - Два это один да один (1+1)
-Три это два да один, один да два. (1+2; 2+1)
-Четыре- это один да три, три да один, два да два
(1+3; 3+1; 2+2).
Учитель: Правильно! Ребята, давайте попробуем составить таблицу состава числа 5.(Дети предлагают варианты, учитель записывает правильные варианты на доске: 5 это-1+4, 2 + 3, 3 + 2, 4 + 1)
(На доску вывешивается плакат с изображением божьей коровки, на которой состав числа 5).
Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием. Ура! Мальвина на свободе! (на доску вывешивается портрет Мальвины). Она так благодарна вам. Мальвина пришла не с пустыми руками. Сейчас она посмотрит, как вы научились решать примеры, а затем приготовит сюрприз.
(На доске примеры, дети решают, говорят ответы, затем записывают их на доске)
2+1 = 4-2 = 3+2= 5-1 =
3+1 = 3-1 = 4+1 = 2+2 =
Учитель: Молодцы! Вы порадовали Мальвину и её друзей.
За их спасение, вы получаете золотые ключики- молодчинки.(детям раздаются ключики- молодчинки вырезанные из картона ).

8. Рефлексия .(выполняется задание в тетради на печатной основе).
Учитель: Посмотрите на нижнюю картинку в тетради, выполните задание, которое вам дано . Соотнесите данные примеры с нужной картинкой.
- Кто выполнил задание, поднимите руки! Оцените свою работу при помощи «светофора».(дети показывают сигнальные карточки )

9. Подведение итогов урока.

Назовите состав числа 4
- Назовите состав числа 5.
- Послушайте стихотворение:

У ладошки пять детишек,
Пять весёлых шалунишек.
Всё подряд они хватают,
Только ночью отдыхают.
Как зовут их, угадайте,
Малышей пересчитайте.
Пальчики легко узнать-
На руке их ровно пять.

Про каких пять братьев вы знаете? (5 братьев это5 пальцев )
- Почему я прочитала вам именно это стихотворение? ( Потому, что на ладошке пять пальцев. И мы познакомились с числом 5) ).
-Вспомните их имена. (большой, указательный, безымянный, средний, мизинец).
- Посмотрите на свою ладошку. Посчитайте пальцы. Теперь приложите ладошку к листу, обведите каждый палец. Их пять. Дома с помощью взрослых, на выполненных вами рисунках напишите на каждом пальце его имя.
Подведём итоги:
- Что мы нового узнали на уроке? (узнали, как получить число 5 )
-Чему научились? (определять состав числа 5, научились писать цифру 5)
- Понравилось спасать героев? (да)
- Запомнили состав числа5? Кому нужна помощь и объяснение подробней, подойдите на перемене.
Спасибо за хорошую работу!
(звонок)

Цель: познакомить детей с составом числа пять из двух меньших чисел.

Задачи:

  • познакомить с составом числа 5, что оно состоит из двух меньших чисел
  • закреплять умение называть число «на один больше»
  • развивать внимание и память, логическое мышление.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, три обруча, мячи на каждого ребенка с изображенными на них кружками, большой мяч, математический набор на каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Без счета не сможет подняться ракета,
И в прятки сыграть не сумеют ребятки.
Беритесь ребята скорей за работу
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.

Скажите, чем мы сегодня с вами займемся?

Воспитатель: Верно. Но сначала я предлагаю вам поиграть. Я буду бросать мяч, и называть число, бросая мне мяч обратно, вы будете называть число на один больше. Три… (четыре) , пять… (шесть) , восемь… (девять) и т.д.

Игра «Мяч бросай число называй»

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь давайте пройдем за столы.

Перед каждым ребенком на столе набор геометрических фигур.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску (на экране по очереди появляются по очереди квадраты красного цвета) . Давайте с вами посчитаем.

Воспитатель вместе с детьми считает квадраты 1, 2, 3, 4, 5.

Воспитатель: Хорошо. Выложите перед собой 5 красных квадратов.

Дети выкладывают перед собой квадраты.

Воспитатель: А теперь давайте заменим последний квадрат квадратом желтого цвета. (Дети по желанию меняют квадраты на интерактивной доске) Сколько красных квадратов в ряду?

Дети: Четыре.

Дети: Один.

Дети: Всего квадратов пять.

Воспитатель: Верно. Четыре и один, а всего – пять. А теперь отсчитайте три красных квадрата и положите их под квадратами первого ряда.

В это время на экране так же выставляется ряд квадратов.

Воспитатель: А теперь отсчитайте два желтых квадрата и положите их рядом с красными. Сколько красных квадратов?

Дети: Три.

Воспитатель: Сколько желтых квадратов?

Дети: Два.

Воспитатель: Сколько всего квадратов?

Дети: Всего квадратов пять.

Воспитатель: Значит три и два, а всего – пять. А теперь отсчитайте два красных квадрата и положите их под квадратами второго ряда. Хорошо. И три квадрата желтого цвета и положите их рядом с красными. Сколько красных квадратов?

Дети: Два.

Воспитатель: Сколько квадратов желтого цвета?

Дети: Три.

Воспитатель: Значит два и три, а всего – пять. А теперь отсчитайте один красный квадрат и положите его под квадратами третьего ряда. Хорошо. И четыре квадрата желтого цвета и положите их рядом с красным. Сколько красных квадратов?

Дети: Один.

Воспитатель: Сколько желтых квадратов?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Правильно. Один и четыре, а всего - пять. А теперь давайте повторим все варианты состава числа 5.

Дети: Четыре и один, три и два, два и три, один и четыре.

Воспитатель: Совершенно верно. А сейчас предлагаю немного поиграть.

Подвижная деятельность «Игра с яблоками»

На полу, на расстоянии друг от друга, лежат обручи, в них цифры (3, 4, 5) . В корзинке лежат яблоки, на которых наклеены кружки (3, 4, 5) . По команде воспитателя дети берут любое яблоко и под музыку начинают бегать. Как только музыка перестает звучать, дети отыскивают обруч с нужной цифрой и становятся возле него. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Воспитатель: Молодцы ребята. Ой, а что это у нас на экране.

Дети: Домик.

На экране появляется домик с числом 5.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, из каких меньших чисел состоит число пять.

Дети по очереди вызываются к мультимедийной доске и нажимают на пустые окна расположенные на этажах дома.

Воспитатель: Ребята вы все сегодня хорошо занимались. О чем мы сегодня с вами узнали?

Дети: О том, что число пять состоит из двух чисел: 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2, 1 и 4. Воспитатель: Молодцы ребята.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!